Приоритеты не меняются
В проектах городского бюджета и адресной инвестиционной программы на 2006 год уже определена финансовая стратегия по всем направлениям столичного хозяйства. К сфере строительства у московских властей внимание особое.В 2006 году в рамках этой инвестиционной программы на строительство жилья планируется потратить 28 млрд. рублей. Эти деньги позволят дать городу более миллиона кв. метров муниципального жилья, достроить несколько объектов социальной и культурной сферы, осуществить проектно-изыскательские работы на годы вперед. Уже сегодня 2 млрд. рублей предлагается направить на обеспечение задела по строительству жилых домов, вводимых в первом квартале 2007-го года.
Общий объем жилой площади, необходимой для решения социальных программ, – 1 600 тыс. кв. м. Городской бюджет в 2006 году «потянет» только 1 250 тысяч. Поэтому часть квартир предполагается получить по заключенным ранее инвестиционным контрактам. Проще говоря, это долевая площадь, обещанная городу при строительстве коммерческих объектов, вводимых в эксплуатацию в будущем году.
Уже появились трудности c подбором площадок для строительства жилых домов по городскому заказу. Но общий объем ввода жилья в 2006 году за счет всех источников финансирования составит не менее 4,5 млн. кв. м. Руководитель Департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина считает, что в Москве есть потенциал свободной площади, и целесообразно рассмотреть возможность приобретения части коммерческого жилья для городских нужд. Но только чтобы его цена не превышала себестоимость бюджетного строительства, и чтобы был соблюден набор необходимых квартир.
О себестоимости возведения жилых объектов – разговор особый. В этом году средняя стоимость строительства – около 23 тыс. рублей за кв. м. На следующий год уже заявляется 28–30 тысяч. Специалисты видят причину этого не только в удорожании стройматериалов, но и в желании некоторых застройщиков типовой проект представить как индивидуальный. Порой ценовую планку поднимают снабжающие организации, особенно когда дело касается перекладки инженерных сетей. Кроме того, не закончена экспертиза по согласованию стоимости типовых блок-секций жилых домов, выпускаемых домостроительными комбинатами. Точная ценовая стратегия позволит городу заключать договоры на поставку конструкций по фиксированной цене. Тогда можно будет вести с производителями диалог о скидках на доставку годового объема производимой ими продукции.
В результате существующей неразберихи в отдельных случаях (особенно в центре города) стоимость строительства одного квадратного метра жилья уже превышает 2 000 долларов.
В 2006 году часть площади, построенной за счет средств бюджета, планируется продавать очередникам с использованием механизма ипотечного кредитования. Предполагается, что на эти цели будет выделено 100 тыс. кв. м жилья. Однако распорядительные документы по социальной ипотеке еще дорабатываются в городских структурах. Специалисты Департамента экономической политики и развития города считают, что необходимо срочно активизировать процесс, иначе столь перспективная задумка не будет работать и в следующем году.
Важнейшая составляющая развития городских территорий – реконструкция кварталов. По 39 кварталам уже утверждены проекты планировки. Помимо бюджетных перечислений, эта программа предусматривает использование средств инвесторов.
В 2006 году будет продолжен снос ветхого пятиэтажного жилья. Окончательный график отселения и сноса уже утвержден. Однако в городе большая нехватка площади для переселенцев. Сносить надо, а переселять некуда! И все-таки объем площадей под переселение в следующем году планируется довести до миллиона квадратных метров, в том числе за счет дополнительного введения жилья в новостройках Бутова. Часть площади будет получена по инвестиционным контрактам. А недостающий объем жилья (100–120 тыс. кв. м) в 2006 году придется выкупать у инвесторов по договорной цене.
Что дом без инфраструктуры…
Для финансирования коммунального строительства, включая инженерные, транспортные инфраструктуры, в проекте городской инвестиционной программы предусматривается 33 млрд. рублей. Не исключено, что эту сумму увеличат на 4 млрд. для безусловного решения вопросов инженерного обеспечения всех вводимых домов следующего года. Из городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда предполагается потратить более 12 млрд. рублей.
Огромных вложений потребует программа реконструкции пятиэтажного жилищного фонда с заменой старых инженерных коммуникаций. Уже установлено, что потребность перекладки только водопроводных сетей составляет более 300 км в год.
Помимо запланированного строительства объектов электроснабжения по городскому заказу, по мнению специалистов, не менее 6 млрд. рублей бюджетных средств необходимо направить на создание дополнительных питающих центров для обеспечения энергобезопасности города.
Еще одна приоритетная задача – создание новых станций метро. Запланировано, в частности, строительство Митинско-Строгинской линии.
В 2006 году должны быть выполнены работы по обновлению и модернизации взлетно-посадочных полос и аэровокзальных комплексов Внуково-1, Внуково-2, начнут строительство нового командно-диспетчерского пункта. Трудности в реконструкции аэропорта, которая длится уже два года, в том числе связаны с нехваткой федеральных средств.
Основные объекты дорожного строительства на 2006 год – Звенигородский проспект, реконструкция дорог к аэропорту Внуково. В будущем году планируется завершить строительство двух транспортных развязок на МКАД, в том числе, в районе Новокосино и реконструкцию Киевского шоссе.
Проблемой для столицы остается сокращение зеленой зоны. В следующем году на озеленение территорий будут направлены средства городского бюджета, экологического фонда, а также целевые инвестиции. Прежде всего, намечено активизировать «зеленое строительство» при возведении новых жилых объектов и планировать эти работы заранее, вместе со строительными проектами.
Острые вопросы
В 2006 году намечено открыть 18 школ, достроить 9 детских садов, 4 поликлиники, первый корпус института им. Склифосовского, роддом в Зеленограде, новый корпус Боткинской больницы, ледовый дворец на Ходынском поле, реконструировать и возвести много других необходимых городу объектов.
Вопросы «социалки» – всегда проблемные. Вот и на следующий год недостаток инвестиционных средств на объекты здравоохранения составляет более 3,5 млрд. рублей. Но уже решено выделить 800 млн. рублей для окончания строительно-монтажных работ на новом корпусе Боткинской больницы и на строительство больницы № 24.
Остро стоит вопрос по обеспечению города детскими садами. Прежде всего, их надо строить, во-вторых, – решать проблему ведомственного фонда. По данным Департамента имущества, в Москве 97 ведомственных детских садов нуждаются в финансовой поддержке. Уже есть решение о передаче их в собственность города.
Практика возведения объектов социальной инфраструктуры за счет инвесторов, взявшихся застраивать целые микрорайоны, – это еще один вариант решения проблемы. В 2006 году планируется не менее четырех школ и четырех детских садов построить по этому принципу. И еще одна идея: первые этажи новостроек оборудовать для дошкольных учреждений.
Мэр города Юрий Лужков отметил недавно, что в столице стало рождаться больше детей. А значит, городским властям надо ответить на эту приятную тенденцию и обеспечить Москву новыми детскими садами.