Виктория Лукина: «У потомков Толстого я переписала семейный рецепт слоеного теста»
В Виктории Лукиной – генеральном директоре фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка» и Молодежного международного кинофорума «Молодость России» – удивительным образом сочетаются деловая современная женщина, мама троих детей (младшему нет еще и полугода), и красавица, рядом с которой мужчины мгновенно вспоминают о своей принадлежности к сильной половине человечества.Любовь к дому в Смоленске и Лейпциге
– Виктория, что для вас, современной женщины, придумавшей, возглавившей и реализовавшей несколько крупнейших кинематографических проектов, означает понятие ДОМ?
– Дом – это когда уютно, когда вкусно, и… когда вокруг много детей.
– Каковы требования к вашему идеальному жилищу?
– Наверное, это белоснежное убранство, красивая мебель, затянутая шелком. Что-то вроде филиала Эрмитажа. В интерьере должны присутствовать ручные вышивки или связанные вручную вещи.
Вообще, с понятием «дом и домоводство» я всерьез столкнулась, когда училась в Германии. Это была пора, когда в нашей стране мало что можно было купить в магазинах. Наше понятие уюта сводилось к типовой румынской мебели и чешским хрустальным люстрам. Уехав в Германию, я окунулась в иной мир. Могла часами бродить по маленьким магазинчикам, где продавались всевозможные мелочи для дома, вышивки или выполненные вручную гобелены.
Именно из Германии привезла множество рецептов вкуснейших пирогов. Думаю, именно в этой стране научилась любить дом и, по большому счету, ценить все домашнее. Хотя уезжала в эту страну писать диплом.
– Любовь к всевозможным кулинарным изыскам, наверняка, была привита в доме родителей? Иначе, откуда такое внимание к пирогам?
– Ну, конечно. Я родилась в красивом русском городе Смоленске в семье медиков. Папа – сосудистый хирург. К нему приезжали пациенты из района и из других городов. Отец обладает волшебным даром: за всю жизнь у него не было неудачных операций. А мама – акушер-гинеколог. Некоторое время преподавала в медицинском училище. Сейчас оба на пенсии, занимаются дачей.
– Что растет на этой даче?
– Это, прежде всего – огромный цветник. Мама разводит редкие цветы. Когда все было дефицитом, в том числе и семена, она списывалась с цветоводами из Прибалтики, и ей присылали какие-то заморские клематисы, необыкновенные сорта вишни, про которые еще в России никто понятия не имел. Мама выращивала ягоды, варила удивительные варенья, составляя умопомрачительные рецепты из, казалось бы, не сочетаемых ингредиентов. Помню необыкновенно вкусное варенье из айвы, ежевики и лепестков роз. Ей все давалось легко, а в доме всегда были домашние заготовки. Мама – очень домашний человек.
– А где вы жили в Смоленске?
– В обычной трехкомнатной квартире в стандартном жилом доме. Родители были яркими представителями социально-востребованных профессий.
В доме всегда отмечалось Первое Мая. Мама возглавляла команду юных фельдшеров и отвечала за организацию демонстрации. Хорошо помню яркое солнце в первомайские дни: шары, гвоздики из красного кумача, улыбки. В этот день собирались все родственники, накрывался большой стол со всевозможными вкусностями. Впрочем, такое бывало и на Новый год. Папа был отличным врачом, его стремились отблагодарить, поэтому гастрономических радостей в доме было всегда навалом. Это мог быть гусь с деревенской сметанкой, баночка икры или коробка конфет. Мама выпекала к празднику пироги и пирожки, придумывала всякие салаты типа «салат-черепаха». Наверное, сказывались какие-то глубоко сокрытые дворянские корни. По крайней мере, некая изящность всегда присутствовала и в оформлении стола, и в самой рецептуре.
– Итак, вы уехали из Смоленска в столицу, поступили на факультет журналистики и через четыре года поехали писать диплом в Германию…
– Приехала в сентябре в Лейпциг. Система в Германии такова: каждый город имеет свою «университетскую специализацию». Журналистике можно было обучаться только в Лейпциге. Целый месяц ко мне приглядывались: зачем приехала, для чего. А я училась, бегала по библиотекам, ездила на экскурсии с местными аспирантами и преподавателями, обрастала профессиональными контактами, связями. Жила одна в большой комнате в общежитии, довольно комфортно. Помню, меня поразило, что целый этаж был «бытовым»: стояли стиральные и гладильные машины. Полный цикл…
Стипендия была большая: я привезла много книг. В тот период ощущала себя почти в раю: интересный круг людей, любимое дело. Плюс к этому начала учиться вязать, вышивать, покупала многочисленные женские журнальчики, все новое осваивала с удовольствием…
Но там же впервые поняла, что такое ностальгия, и ощутила, как хочется домой. Как пробка из шампанского, вылетела на Новый год в Москву, чем нарушила контракт, и за что была финансово немцами наказана. Но не могла родителей оставить на Новый год без подарков из Германии! Тем более, что в Европе – культ Рождества, к нему готовятся целый месяц. Выбор подарков, покупка, красочная, разноцветная фольга для упаковки…
Торты и гвозди
– Вика, а сейчас чем в свободное время дома вы любите заниматься?
– Я – мастер по выпечке. Если мама готовила в основном пироги и запекала бараньи ноги, то я люблю печь слоеные и песочные пирожные, всевозможные безе, делать кремы – все, после чего женщины обычно садятся на диеты. Сама делаю «Киевский» торт, «Полет», «Птичье молоко». В Германии у потомков Льва Николаевича Толстого даже переписала семейный рецепт слоеного теста и по нему пеку «Наполеон».
– Ну, а мужскими обязанностями в доме вам приходилось когда-нибудь заниматься: шурупы вворачивать или сверлить стены?
– Слава Богу, нет. Для этого в доме есть мужчина. Ремонтом с большим удовольствием всегда занимался муж. Он сам выбирал обои. Первый ремонт, помню, супруг сделал за семь дней: я уехала в роддом, родился сын, а когда приехала, в квартире было очень красиво, чисто и празднично. Обои были такие нежные, под гобелен, с кленовыми золотистыми листочками… Считаю, что ему надо было за это выдать орден отца-героя.
Как стать киношником
– Несмотря на троих детей, несмотря на то, что вашему младшему сыну еще нет и шести месяцев, вы занимаетесь несколькими серьезными кинематографическими проектами? Как вас занесло в кинематограф?
– Наверное, это потому, что никогда нельзя говорить «никогда». Поступая в университет, не могла понять, почему народ так рвется на факультет тележурналистики. Но моя жизнь оказалась связана именно с телевидением. Я стала начальником отдела рекламы мульттелестудии в творческом объединение «Экран». Через некоторое время организовала свою студию, мы делали детскую программу на Первом канале, параллельно выпускали мультпродукцию, рекламные ролики, споты.
– Этот период вашей жизни связан с Америкой?
– Там обучалась детскому телевидению. Увидела «лоснящихся» (по меткому выражению писательницы Устиновой) от самоуважения американцев. С каким уважением они относятся к самым маленьким детям! Уважение к маленькому человеку в Америке начинается с коляски. Мультипликация, дети, кино – стала всем этим заниматься всерьез.
– И возник совместный с правительством Москвы фестиваль анимационного кино под названием «Золотая рыбка», который в этом году отметит свое десятилетие?
– Еще на телевидении мы получали очень много писем от детей.
Я дружу с известным мультипликатором и режиссером Федором Савельевичем Хитруком. Посоветовавшись, решили объединить детей, любящих мультфильмы и мечтающих стать мультипликаторами, а также студентов и профессионалов-аниматоров на единой фестивальной площадке. Идея фестиваля представляет растянутый во времени мастер-класс. Дети могут пообщаться с такими профессионалами, как Норштейн или Хитрук. Я рада, что за десять лет «Золотая рыбка» обрела своих последователей. Например, в Новосибирске возник фестиваль «Жар-птица», а в Ярославле – киношкола.
На кинофестиваль приезжают ребята со всей России. Десять дней они живут в центре столицы, кормим мы их в ресторане Дома кино. Культурная программа – это Большой театр, цирк, Кремль, экскурсии по городу. В рамках фестиваля проходит три отдельных конкурса – профессиональных, студенческих и детских мультипликационных лент. Детский конкурс оценивается только с точки зрения педагогики. Это – показ работ, сделанных детьми в различных студиях страны. Профессионально оцениваются взрослые и студенческие работы.
– Возглавляемый вами Молодежный международный кинофорум «Молодость России» возник в продолжение «Золотой рыбки»?
– И молодежный кинофорум в Липецке, и «Золотая рыбка» преследуют общую цель – кинематографическое образование подрастающего поколения. У нас нет форума, кроме «Золотой рыбки», куда юный кинематографист может приехать и показать свою работу. Между тем, анимация – это универсальный язык детской кинопедагогики. С одной стороны, – вроде бы игрушка. С другой стороны, игрушка многим дала толчок к профессии. Игра в мультипликацию дает развитие в плане языка, литературы, знакомства с линией, с гармонией, с композицией кадра. В анимацию приходят с 3 – 4 лет, как в фигурное катание. К возрасту окончания школы, как показывает практика, уже готово очередное поколение ВГИКовцев. Те, кто когда-то начинал на «Золотой рыбке», сегодня преподают в своих студиях.
Фестиваль «Молодость России» – это другой формат, документальный и игровой. Понятно, что ребенок не может снять игровую картину. Поэтому речь здесь идет о студенческих и документальных лентах. Москва – не резиновая, всех желающих привезти на один форум невозможно. Но можно поехать в тот или иной город, показать заинтересованным молодым людям новые работы их сверстников, начинающих режиссеров, провести творческие вечера уже известных режиссеров, артистов, операторов, организовать мастер-классы, встречи с теми же преподавателями ВГИКа. Не могу не поблагодарить людей, которые поддержали проект «Молодость России» – главу администрации Липецкой области Олега Королева, его заместителей Людмилу Куракову, Николая Загнойко, а также начальника управления культуры Федора Жиляева. Низкий им поклон.
В старые добрые времена люди говорили: «Только бы учился ребенок». Мы создаем детям и подросткам условия, привозим все лучшее, что есть в современном кино. Вполне возможно, что ребенок или молодой человек профессию кинематографиста не выберет, а реализуется в чем-то другом. Ну и хорошо. Ведь наша задача сделать их, прежде всего, людьми – культурными и уважающими себя. А без экранной культуры культурным человеком сегодня быть невозможно!