Кот в мешке
Мнения жильцов барнаульской многоэтажки о передаче дома управляющей компании диаметрально противоположны.Дырявые стены
«Мы не выбираем, кто будет управлять нашим домом, нас захватывают!». «Если нас будут ломать через колено, будем сопротивляться». Такими фразами-лозунгами жители многоэтажного дома, что расположен на Песчаной, 89 Барнаула, отзывались о передаче их жилья от ЖЭУ первой в краевом центре частной управляющей компании. Но другая часть жильцов, напротив, ждет перемен. «От ЖЭУ нужно уходить куда угодно – хоть к черту!» – восклицает Николай Брюханчиков – старший по подъезду, прокурор в отставке. – За последние два года я столкнулся с ужасающей действительностью. В прошлом году воду на лестничной площадке первого этажа мы вычерпывали всем подъездом – засорился слив».
Николай Иванович ведет автора этих строк в подъезд и показывает стену, которую сам заделывал, штукатурил и красил.
«Работники ЖЭУ вскрыли стену, кое-как починили слив, а заделывать дыру отказались – якобы это уже проблема жильцов!» – возмущается он.
Переполнили чашу терпения электрики. По словам Николая Ивановича, в марте, проводя профилактические работы, они устроили такой скачок напряжения, что в квартирах одного из подъездов сгорели микроволновки, компьютеры и другие бытовые приборы.
И все же многие жильцы восприняли с осторожностью предложение Александра Кузнецова, депутата Барнаульской Гордумы, «отпочковаться» от ЖЭУ и отправиться в самостоятельное плаванье под чутким руководством управляющей компании «Жилищный альянс», специально созданной им для проведения эксперимента. Оно и понятно. Такого опыта и в Москве маловато, что уж говорить про столицу Алтайского края. Что это за управляющая компания? Чем она лучше ЖЭУ? Узнать было неоткуда. Как говорится, кот в мешке.
Вопросы и сомнения
Дом на Песчаной, 89 – что-то вроде Дома на Набережной в Первопрестольной. 20 лет назад, когда он только был построен, квартиры здесь получили многие работники госструктур, люди, как правило, уважаемые. И те, кто сегодня выступает против передачи его в управление «Жилищному альянсу», отнюдь не ретрограды, которые сопротивляются любому новшеству. Они не против частного бизнеса и тоже не довольны работой ЖЭУ. Однако неприятие новшества у них возникло уже на первой встрече с А. Кузнецовым.
Вот мнение некоторых из жителей дома: «Кузнецов показал нам проект договора, в нем у управляющей компании были одни права, у нас – одни обязанности». «О чем мы его ни спросим – достает Жилищный кодекс, листает и что-то из него вычитывает. Сам не смог ни на один простой вопрос ответить». «У Кузнецова нет никакого опыта управления ЖКХ. Мы не знаем, что с нами будет!».
После первых встреч по дому поползли разговоры. Говорили, что управляющая компания возьмет кредиты, не вернет их, а жильцы останутся без квартир. Что после снятия дома с баланса ЖЭУ каждая квартира будет платить налог на землю аж по 10 тысяч с квартиры. Что случись какая авария в доме – никто не станет ее ликвидировать. И пошла писать губерния – на имя мэра Барнаула, прокурора края, уполномоченного по правам человека…
Нужны аргументы
И все же, несмотря на протесты, А. Кузнецов решился провести голосование: одобрят жильцы передачу дома – начнет работу. Не одобрят – уйдет. Раздали собственникам жилья бюллетени (голосовали заочно), подсчитали: проголосовало 50,2%, и большая часть проголосовавших высказались «за». Ну, а администрация города согласилась на передачу дома в управление «Жилищному альянсу».
Итак, с июля ЖЭУ уже не обслуживает эту барнаульскую многоэтажку. Управляющей компании надо срочно заключать договоры с аварийной службой (она будет устранять аварии), а также на вывоз мусора, поставку тепла, электричества, воды, что при таком количестве несогласных несколько проблематично.
«Мы имеем право принудить заключить договор через суд», – говорит А. Кузнецов.
Так-то оно так. Только вот в подобных случаях делать общее дело лучше без принуждения. Не знаю, как это со временем будет происходить в других домах Барнаула, но вот в этом доме А. Кузнецов все же сначала рассчитывает убедить тех, кто ему не верит, создав согласительную комиссию. Убеждать непримиримую оппозицию придется с цифрами и фактами.
Юрий Федоров, замдиректора компании «Генинвест», один из разработчиков концепции реформирования ЖКХ в Барнауле:
– Во-первых, о налоге на землю. Платить будут все собственники недвижимости в городе, независимо от формы управления. Но произойдет это только после того, как права на нее будут оформлены в установленном законом порядке.
Во-вторых, передать квартиры жильцов в залог управляющая компания не имеет права.
Было бы лучше, если бы «Жилищный альянс» взял в управление несколько домов. Оптимальный объем жилья в управлении – 500 тысяч квадратных метров, дом на Песчаной – всего 16 тысяч. И все же это один из самых больших домов в Центральном районе, в нем восемь подъездов и 275 квартир, каждый месяц собирается квартплата в сумме около 100 тысяч рублей. И здесь главный вопрос – как эти деньги использовать? Есть общероссийская статистика: когда дом обслуживается ЖЭУ, из каждого рубля на оказание услуг жильцам по содержанию и ремонту жилья расходуется лишь 10–20 копеек, остальное уходит на содержание аппарата ЖЭУ. В товариществах собственников жилья все наоборот: 80 копеек идет на обслуживание дома, 20 – на содержание аппарата. Управляющая компания отличается от ТСЖ, но расклад там будет примерно таким же.