Кто в проигравших?
Если будущее проворовавшихся судей вырисовывается достаточно отчетливо, то судьба украденных с их помощью квартир остается в полной неизвестности.Коллегия Верховного суда РФ пришла к выводу, что бывшие судьи Нина Ивченко, Нина Мишина и Василий Савелюк виновны в совершении тяжких преступлений. Напомним: в 1995 г. в Москве сколотилась преступная группа во главе с Алексеем Евстафьевым, «прославившаяся» крупным мошенничеством с городским жильем. Пользуясь сетью осведомителей из числа лиц, причастных к обслуживанию жилищного фонда, они оперативно выясняли адреса только что скончавшихся одиноких граждан, проживавших на городской жилплощади, задним числом стряпали от их имени поддельные документы на приватизацию, подбирали лженаследников и затем продавали по сути украденные у города квартиры. Для легализации «липы» махинаторам были необходимы правоустанавливающие документы в виде судебного решения. Соблазну поддались трое федеральных судей, за что теперь и получили от 11 до 14 лет лишения свободы. Наказание даже более суровое, чем было определено для членов группировки.
Дело не закрыто. Суть даже не в кассациях и жалобах подсудимых или возможном привлечении к уголовной ответственности еще трех бывших чиновников CВАО. Один из самых сложных вопросов – как быть со 110 уведенными у государства квартирами? Их нынешние владельцы, скорее всего, полностью и добросовестно заплатили за жилье своими кровными. С другой стороны, купили-то они краденое!
Иски от имени столицы о возмещении ущерба давно поданы в суд и сейчас переоформляются в связи с уточнением обстоятельств дела. Расторгнуть сделки – дело техники. Но решение легче принять, чем его выполнить. На всех этажах ДЖПЖФ заявляют, что необходимо сделать все возможное, чтобы вернуть городу квартиры. С другой стороны говорится, что на улице тоже никого не оставят.
Как выясняется, одно не исключает другого. По словам заместителя руководителя Департамента Николая Федосеева, может оказаться так, что спорная квартира не единственная для ее нынешнего владельца. Тогда выселение – не такая уж сложная вещь. И даже не важно, соблюдается ли при этом социальная норма. Другую возможность подсказывает начальник юридического отдела Управления Департамента в СВАО Владимир Алексеев. У квартиры может поменяться правовой статус: сейчас она в собственности граждан, а перейдет в собственность города. Но люди останутся жить в ней на условиях, например, коммерческого найма или бессрочного пользования. По его мнению, важно разобраться, насколько были добросовестны сами приобретатели квартир, не покупали ли они жилье по откровенно заниженной цене, т. е. не догадывались ли они о криминальном происхождении товара.
Как бы то ни было, но даже если квартиры оставят гражданам, нервы им потреплют изрядно. Хотя бы в назидание другим.
Кстати, здесь наглядно проявилась дальновидность федеральных законодателей, которые в декабре приняли закон о компенсациях добросовестным приобретателям, но распространили его только на сделки, зарегистрированные после 1 января 2005 года. А что, лишние 100 млн. рублей государству не помешают.
Сейчас столичные власти спешно усиливают контроль за своим имуществом. И все же городские чиновники не берут на себя смелость утверждать, что подобное мошенничество абсолютно неосуществимо в будущем. Впрочем, через полтора года возможности для махинаций «усохнут», поскольку приватизация будет завершена. Однако остается еще жилье в собственности одиноких владельцев, которое после ухода хозяев в мир иной должно поступать государству. Но может попасть в руки инициативных последователей господина Евстафьева…