23:30:44
11 апреля 2021 г.

Тайна японской души

Уютный домВсех, кто решил создать у себя во дворе настоящий японский садик, отвечающий канонам этого древнейшего искусства, вынуждена огорчить. Специалисты сходятся на том, что большинство садов, созданных за пределами Японии, – в лучшем случае авторская стилизация или композиция «по мотивам» и «на тему», в худшем – бездумное копирование. В Японии говорят: «Чтобы построить настоящий сад камней, нужно быть настоящим японцем».Приглашение к творчеству
Так неужели отказаться от экзотического уголка в пользу более понятной альпийской горки или пышной клумбы? Конечно, нет! Но, возможно, есть резон (если вы, конечно, хоть немного хотите приблизиться к пониманию этого национального достояния далекой и во многом загадочной страны), более глубоко изучив законы создания японского сада, попробовать реализовать свой собственный проект. И деньги сохраните, и новые знания приобретете.
Дело в том, что даже известные мастера-японцы, занимающиеся сотворением «микромира» садов всю жизнь, несмотря на знания и опыт, не торопятся приступить к делу. Как рассказывает в книге «Ландшафт и архитектура» Дж. Саймондс, один японский архитектор обычно начинает с того, что пытается понять тот кусочек земли, которому суждено стать садом: «… я хожу каждый день на участок, иногда на долгие часы, изучая его, с циновкой и чаем. Иногда в вечерней тишине, когда тени становятся длинными. Иногда в деловое время, а солнце чистое и яркое. Иногда под снегом и даже дождем, потому что многое можно узнать о земле, наблюдая, как падает на нее дождь и как вода ручейками бежит по естественным водостокам. Так я начинаю понимать этот кусочек земли, его настроение. Теперь только могу я взять в руки тушь и кисть и приступить к своим планам. Но странно, благодаря созерцанию, в моем уме уже все спроектировано – бессознательно завершено во всех деталях».
Ну, разве есть у сегодняшних ландшафтных дизайнеров возможность вот так, не один день и, даже не два, проникаться духом вашей земли? Несмотря на огромные цены, запрашиваемые фирмами, такой роскоши себе позволить не может ни одна из них. А вы можете. У вас нет потока и плана. Вы можете вглядываться, изучать и чувствовать. И пусть ваш сад будет лишь «по мотивам», но он будет ваш, ведь он создается для созерцания, и отдыхать в нем душой тоже вам.
Этот сад многолик
Японский сад видоизменялся вместе с эпохами развития этой страны. Большое влияние на его формирование оказала китайская культура, но со временем он приобрел собственные, свойственные только ему черты и, уже в свою очередь, лег в основу некоторых других садов мира. Тот же знаменитый английский сад, с его подчеркнутой естественностью, «природностью» обязан японскому пейзажному саду. И сегодня этот стиль активно используется и очень любим: водопады или гладь водоема, извилистая береговая линия, камни разного размера, изогнутые мостики, широколистные деревья и хвойники – с помощью этих элементов воспроизводится уголок восточной природы, где, как и в китайском саду, человек, любуясь ею, находится в ее контексте. Яркими примерами этого являются японские сады в Дендрарии (Сочи) и Главном Ботаническом саду (Москва).
Символы рождают образы
А вот храмовые сады, созданные позднее под влиянием учения «дзэн», когда символизм, неотъемлемая часть восточной культуры, был возведен в абсолют, – это совершенно другой стиль. Появился так называемый сухой пейзаж, где настоящую воду символизировала речная галька, гравий или песок, горы и утесы – камни разного размера.
Буквально любой предмет в любом саду символичен. Так, изогнутый мост через воду означает восходящее и заходящее солнце, изогнутая черепица – облака, пагода – храм, бамбук – стойкость и терпение, сосна – долголетие, сакура (кстати, прекрасно растущая в наших условиях) – стойкость и духовную красоту.
Еще два интересных символа японского сада в виде камней, лежащих в воде или на гравии – «остров журавля», олицетворяющий стремление к вершинам познания, и «остров черепахи», олицетворяющий стремление человека к познанию глубин мироздания.
Как вы уже догадались, сады камней, в отличие от пейзажных, подразумевают человека «вне» своего мира – они предназначены для созерцания и эмоционального восприятия, а не прогулок. Возможно кто-то, уважаемые читатели, слышал или даже видел знаменитый сад камней Рёандзи (Киото). Это квинтэссенция идеи символизма. Больше четырех веков лежат на прямоугольном участке размером 30х10, посыпанном белым мелким гравием и на поверхность которого граблями нанесен рисунок, изображающий водную рябь, пятнадцать камней различной формы и размера. Под каким углом вы ни посмотрите на них, одного камня всегда будет не хватать.
Но не только эта загадка сотни лет притягивает к себе Рёандзи. Удивляет и восхищает то, как воздействует аскетичный, минималистичный пейзаж на состояние всех зрителей, независимо от возраста и национальности. Он словно гипнотизирует, погружает в созерцание и вызывает у каждого свои ассоциации: кто-то видит в этой композиции горы, возвышающиеся на безбрежной равнине, кто-то острова в океане. Некоторые отчетливо видят силуэты существующих или фантастических зверей, плывущих по морю.
Та недосказанность создателя из пятнадцатого века позволяет каждому человеку выступать с ним в соавторстве, наполняя пустоту собственными образами. Кстати, именно пустое пространство определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. «Без ничего невозможно получить что-то». Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.
Упорядоченный каменный хаос
Как правило, стиль сада определяет «главное действующее лицо» – или группа камней, или озеро, или водопад. Центром композиции может быть как одиноко стоящее дерево, так и мох. Сейчас чаще всего происходит смешение стилей, но какова бы ни была идея сада, в нем всегда будут присутствовать камни, символизирующие светлую (феминисткам это пережить трудно) – мужскую сторону Янь, и вода (или ее образ, будь то песок или мелкая галька), указывающая на темную мягкую женскую сторону природы – Инь.
Это на первый взгляд может показаться, что камни в японском саду, независимо от выбранного стиля, расположены без всякой системы. Все гораздо сложнее. Их расстановка – целое искусство или даже наука. У каждого камня «свое лицо», а значит, и предназначение в композиции. У них даже есть свои имена – «статуя», «низкая вертикаль», «плоский», «лежачий», «изогнутый». Чаще всего используют в группах нечетное число камней – три, пять и семь. Чтобы добиться пластичной, самодостаточной композиции, нужно обязательно следовать определенным канонам. Прежде всего – никакой симметрии! Три главных правила свободного баланса (или ассиметрии) гласят: ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая; ни одна из воображаемых линий не должна быть параллельна другой; два предмета не должны быть одного размера.
Вот как описывают свидетели один из моментов творчества известнейшего мастера садов Кена Накадзимы, руководившим созданием японского сада в Москве. «Сначала камни расстанавливались, потом устанавливались. Установка могла занять двадцать минут, два часа, два дня. Иногда Накадзима возвращался к камню через неделю. Над ним вновь устанавливали треногу, окутывали цепями, поднимали, поворачивали, переворачивали. А еще через неделю могли вернуть все обратно. Мастер оставлял камень в покое только тогда, когда тот полностью соответствовал его представлениям о месте и положении в саду».
Дом, где не гаснет свет
Не менее интересен еще один элемент японского сада – каменный фонарь. Японский фонарь считается в Японии символом благополучия и благоденствия. Если уж вы решили создавать сад, найдите место и для него. Считается, что прообраз фонаря – ступы, часовенки из камня, в которых индийцы хранили мощи наиболее известных последователей буддизма. Ступа состояла и пяти частей, каждая из которых символизировала один из пяти элементов – основ мироздания: землю, воду, огонь, ветер и небо. Современные фонари тоже состоят из пяти частей. Свечи ставят в ту часть, которая соответствует огню, круглая «луковка» наверху – небо, «крыша» с загнутыми кверху углами – это ветер, опорная «нога» – вода, ну, а основание – земля.
Единение человека и природы
И дорожки в японском саду камней не простые – это единственный элемент сада, форма которого диктуется не только эстетикой, но и антропометрией, учитываются длина шага человека и ширина, удобная для ходьбы по ней. Она не должна быть незаметной, но и не слишком явной, она может быть непрерывной, но должна хорошо прочитываться людьми.
Правила эти строго соблюдаются. Они предусматривают особое внимание к деталям. Так же тщательно продумывается композиция дорожки из камней, проходящей через сад от дома к выходу или к специальному каменному фонарю.
Этот рассказ лишь приподнимает завесу над удивительным миром садов, создаваемых философами и художниками страны Восходящего солнца. Захотите ли вы окунуться в чарующие образы древнего искусства или пригласите дизайнера, чтобы тот создал на вашей земле свое понимание мира, в любом случае есть смысл отдать некоторое время познанию их сути. Есть курсы достаточно недорогие (100 долларов), есть книги и Интернет. Начните и, возможно, проникнувшись, вы сами станете творцом, обретя новый взгляд на этот мир. Известный английский путешественник Петри Ватсон в своих записках говорит следующее: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Кто знает, может быть именно нашей многогранной загадочной душе, сотканной из образов множества культур, суждено постичь тайну японской души?

Подготовила Елена Слуцкая

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация