Переселение – дело кропотливое
Новый Жилищный кодекс РФ, как известно, ужесточает подходы к переселению граждан из домов сносимых серий. Но власти Первопрестольной пока не собираются радикально перестраиваться в этой области. В городе действует множество социальных программ, способствующих сокращению очереди на жилье. Как правило, переселение помогает очередникам улучшить жилищные условия.Как же сегодня происходит процесс переселения москвичей из пятиэтажек в новостройки? Это решил выяснить корреспондент «КР» и отправился в общественную приемную Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Южном административном округе.
На минувшей неделе решалась судьба двух домов в районе Чертаново Южное: по улице Газопровод, 15, корп. 2 и по улице Россошанской, 8, корп. 1. На месте первого дома должен появиться детский сад, а на месте второго – новая многоэтажка. Практически все жильцы из этих зданий в третьем квартале переберутся в новые квартиры, расположенные неподалеку в доме № 10 по Россошанской улице. А пока перед специалистами управления и самими жильцами стоит нелегкая задача подобрать квартиру, удовлетворяющую всем потребностям.
Не ужиться нам втроем
В кабинет, где идет прием, вошла худенькая, немного сгорбленная пожилая женщина. Живут в трехкомнатной муниципальной квартире в пятиэтажке втроем: она, дочь и зять. Но ужиться никак не могут, поэтому бабуля подала заявление на предоставление ей отдельной жилплощади.
– По социальной норме вам положена трехкомнатная квартира, – терпеливо объясняет женщине главный специалист отдела переселения, инвестиционных программ и ведомств Диана Иванкова, ведущая прием по вопросам переселения. – В соответствии с действующим законодательством оснований для предоставления раздельной жилой площади нет.
– Но кто же нам может помочь? – чуть ли не всхлипывая, пытается настоять на своем посетительница. – Мы же получим квартиру, а потом не сможем ее приватизировать. Выходит, что и продать нельзя? Что же делать?
– В Москве расселением и обменом муниципальных квартир занимается Мосжилсервис. Попробуйте обратиться туда, – советует Диана Михайловна.
Можно ли купить «квадраты?»
Следующей в кабинет входит молодая девушка в джинсовом костюме с короткой стрижкой. Семья этой посетительницы за много лет успела разрастись. В малогабаритной «двушке» (39, 1 кв. м) ютится семь человек. Им предоставили две квартиры: двух- и трехкомнатную. – Подскажите, можно ли нашей семье вместо «трешки» получить квартиру большей площади?
– Вашей семье из четырех человек по социальной норме положена площадь 72 кв. м.
– Может быть, можно купить дополнительные «квадраты»?
– Новый Жилищный кодекс такой возможности не предусматривает.
Кстати, если человеку понравилась предложенная управлением квартира, то вместе с необходимыми документами придется подписать обязательство о том, что если жилье в пятиэтажке муниципальное, то туда никого нельзя «прописывать» и квартиру нельзя приватизировать. А если квартира в собственности, то не перепродавать ее. Тем самым столичные власти решили обезопасить себя от ненужных скандалов и судебных разбирательств. До последнего времени были случаи, когда люди, узнав о переселении, прописывали к себе кучу родственников в надежде улучшить их жилищный вопрос. Еще один факт: собственники квартиры, переехав в новый дом, умудрились продать свою старую площадь. Новым же собственникам пришлось немало помучиться, чтобы переселиться в новостройку.
Из «однушки» в «трешку»
Еще одна молодая девушка пришла поинтересоваться своей судьбой. Она с мужем и свекром живут в однокомнатной квартире, перешедшей им по наследству и ставшей их собственностью. Семья разрослась и успела встать на очередь по улучшению жилищных условий. И вот какой интересный момент. Эти люди отдали городу свою «однушку» и получили по социальной норме трехкомнатную квартиру. Правда, когда переедут в нее, уже никогда не смогут приватизировать муниципальное жилье. Тем не менее, семья осталась довольной.
Высоко: кому хорошо, а кому плохо
В комнату вошли две женщины. Одна из них, что постарше, сильно хромала.
– Диана Михайловна, посмотрели квартиру. Она – шикарная: и просторная, и солнечная! Но этаж – 12-й. Если не будет работать лифт, я ни за что не спущусь и не поднимусь. Помогите, пожалуйста, подобрать более низкий этаж.
Следом за ними вошла пожилая пара: брат с сестрой. У них все наоборот. Женщине предложили третий этаж, а они – ни в какую: «Я же никогда не выхожу на улицу. Мне главное – этаж повыше, где воздух почище, балкон или лоджию, и самое главное, чтобы окна во двор!»
– Постараемся что-то подобрать. Вот смотровой ордер, если не устроит квартира, перезвоните, – отвечает жилищник.
Всей семьей на одну площадку
Что-то оживленно обсуждая, в кабинет вошли четыре девушки, очень похожие друг на друга. Это сестры. Их семья многодетная: в «двушке» прописано 19 человек. Понятно, чтобы расселить такое количество родственников, нужна не одна и не две квартиры. Девушки претендовали на трех- и четырехкомнатную, две двухкомнатные и три однокомнатные квартиры.
– К сожалению, удовлетворить вашу просьбу не представилось возможным, – резюмировала главный специалист. – Тем не менее, по закону вы получите одну трехкомнатную, на одной площадке мы вам выделим все четыре квартиры (одно-, двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры), и еще для одной сестры-очередницы с ребенком – однокомнатную на Пролетарском проспекте в комплексе «Миллион алых роз». Устраивает такой расклад?
– Да, – оживленно зашушукались между собой сестры, а глаза их засветились радостью…
Если вы узнали, что ваш дом пойдет под снос, то стоит прислушаться к советам жилищников.
Не пытайтесь заниматься «перепропиской», расторжением брака. Помните, сегодня система проверки ваших жилищных условий стала более тщательной. В законе «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» говорится, что после принятия решения не допускаются регистрация, обмен жилых помещений, а изменение договора найма возможно только по согласованию с наймодателем. Словом, не ухудшайте ситуацию, не надо портить праздник, которым всегда было и остается новоселье.