23:30:44
11 апреля 2021 г.

Владимир Лобода: «Никакого однообразия и стилевого примитива»

Жилищные программыНередко Куркино называют московской Швейцарией. И действительно, необычный рельеф местности и много зелени создают прекрасные условия для проживания в нем. О ходе строительства этого первого уникального района столицы рассказывает заместитель руководителя Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы Владимир Лобода.– Чем отличается Куркино от других «спальных» районов?
– Очень часто мы слышим и читаем, как пресса, да и общественность ставят в одну строчку район Куркино и другие спальные районы столицы. Сравнивают их по качеству проживания, объемам строительства, стоимости жилья и т. д. Притом, что оснований для сравнения не так много.
Застройка «спальных» районов формировалась в 80-е годы, когда основной задачей было решить жилищный вопрос. Сюда переезжали люди из ветхих домов центра, здесь «давали» новое жилье очередникам, приезжим, категориям граждан, находящимся под социальной защитой; здесь строили «ведомственное» жилье различные организации. Именно тогда сформировалось понятие «спальный район». К сожалению, из-за приоритетности строительства жилья, его возведение в новых районах шло в отрыве от формирования социально-бытовой и транспортной инфраструктуры. По большей части, они застраивались панельными домами, предпочтение отдавалось количественным показателям. Сейчас ситуация изменилась. Сегодня главный принцип строительства: жилье возводится параллельно с инфраструктурой. Но назначение районов отчасти сохранилось – большой объем жилья здесь, по-прежнему, идет на социальные нужды города.
Принципиально другим районом является Куркино. Этот экспериментальный район в первую очередь возводится на коммерческой основе (здесь только 5% – муниципального жилья). Это налагает свой отпечаток – Куркино становится районом повышенной комфортности.
Здесь вы не найдете ни одного панельного или серийного дома. Все жилые дома – монолитно-кирпичные. Такого объема монолитно-кирпичного домостроения нет больше в Москве нигде. И даже, если позже монолит будет возводиться в других новых районах, Куркино навсегда останется первым!
Другой отличительной особенностью района является тот факт, что все без исключения дома возводятся по индивидуальным проектам. В результате, облик каждого микрорайона уникален – никакого однообразия и стилевого примитива.
Еще одна черта, характерная только для застройки Куркина – это разновысотное и, я бы сказал, разноформатное, строительство. Здесь можно увидеть и квартирные дома различной этажности – от 4-х до 23-х этажей, и малоэтажные жилые корпуса таунхаусов, дуплексов и коттеджей. Покупателям предложены все возможные формы жилых домов. Предпочтения, конечно, отдавались не высотному строительству. Высотки нарушили бы пространственное единство с окружающей средой, да и с точки зрения создания инженерных сетей, малоэтажное строительство для Куркина – единственно правильный, наиболее экономичный и экологичный вариант.
Если говорить об особенностях, нужно отметить, что район имеет очень специфическое расположение. Будучи территорией Москвы, он находится за ее пределами. В начале строительства это был своего рода анклав, отрезанный от городских коммуникаций и никак не связанный с застройкой города Химки. Например, водопровод в Куркино является ответвлением митинского, а не химкинского. Для сравнения: районы Марьино, Бутово, Жулебино являлись органичным продолжением уже ранее освоенной территории Москвы.
Задачей департамента было органичное включение Куркина в систему общегородского хозяйства. В итоге – за 5 лет в Куркине построен значительный объем соцкультбыта, налажено инженерное и транспортное сообщение с Москвой, появились первые новоселы, заработали школы и детские сады. А вот, кстати, районы Бутово, Жулебино и Митино застраиваются до сих пор.
– В процессе строительства района менялся ли сам план застройки?
– За счет более детальной планировки объем застройки, возможно, увеличится с 940 тысяч квадратных метров до 1 миллиона. Но ни о каком дальнейшем пересмотре объема строительства или уплотнении речь не идет. Мы неоднократно говорили, что продолжение строительства сверх планируемого объема может вызвать необратимые последствия: нарушение общего внешнего облика района, невосполнимый урон уникальному природному комплексу Сходни. В итоге – ухудшение качества жизни. Недавно прошла пресс-конференция руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонида Бочина, на которой речь шла об особых природоохранных зонах, и было отмечено, что в ближайшее время такие зоны, по решению Московской городской Думы, получат специальные паспорта. Так вот в настоящее время подобных зон 80. Одна из них – природный парк Куркино, пойма реки Сходня. Департамент никогда не вел строительство на охраняемых заповедных территориях куркинского парка и тоже считает, что затрагивать площадь природоохранной зоны нельзя. 2 ноября 2004 г. было подписано постановление правительства Москвы «О природном парке «Долина реки Сходня в Куркине», которое утвердило особый статус территории куркинского заповедника. Но еще раньше вышло распоряжение московского правительства № 489-РП от 31 марта 2003 г., где обязательным условием для подготовки рабочей документации на объекты комплексного благоустройства определен учет ландшафтных особенностей района Куркино и статус природоохранной зоны долины реки Сходня и территорий, к ней прилегающих. Все проекты проходят обязательное согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
– Сколько реально жителей проживает в Куркине?
– На сегодняшний день постоянно проживает около 5 тыс. человек. Однако застройка района рассчитана на 35–45 тысяч.
– После строительства всего объема жилья примерно через какое реальное время будут сданы остальные объекты инфраструктуры, а также закончено благоустройство территории?
– Уже сегодня в районе функционируют 7 детских садов, 3 школы, несколько продовольственных магазинов, пожарное депо, отделение милиции, АТС. Обустроены территории нескольких микрорайонов. В конце 2007–2008 гг. завершится строительство оставшегося объема соцкультбыта и благоустройство территории. Опыт работы в Куркине показал, что комплексное благоустройство микрорайонов нужно осуществлять через год после того, как с территории уйдут строители.
– На основании чего рассчитывалось количество объектов социально-бытовой инфраструктуры? Мы слышали, что куркинцы жалуются на нехватку мест в школах и детских садах, на отсутствие медицинских учреждений.
– Строительство объектов социально-бытовой сферы осуществляется в соответствии со Строительными нормами и правилами (СниП), Московскими городскими нормами строительства (МГСН), разработанными НИиПИ Генплана. Например, соотношение детских дошкольных учреждений к жилому объему должно составлять 15%. Но ведь строительство еще не завершено, и по его окончании на территории района появятся еще 5 детских садиков, 3 школы, поликлиника, новые магазины, общественные центры, центры творчества и много других необходимых городу и такому району объектов.
Мы расцениваем Куркино как проект необычный. Процесс освоения такой территории, ее заселения, обустройства и развития очень непрост и займет еще не один год. 5 прошедших лет – это очень небольшой срок с точки зрения градообразования. Построить, сдать дома – это только первый шаг к тому, чтобы Куркино органично вписалось в общую структуру Москвы. Не зря этот район – экспериментальный. Здесь все происходит впервые, и не исключены моменты спорные, возможно даже, конфликтные. Но это не значит, что нужно остановить стройку, уйти из проекта.
– Сколько магазинов на территории района?
– 30 торговых точек – 23 продуктовых, 4 промтоварных и 3 мебельных магазина, салоны красоты, ателье по пошиву штор, появились точки общественного питания.
– Когда будет открыта поликлиника? Куда сейчас обращаются жители?
– Ввод поликлиники намечен на 2007 г. Она будет построена на территории 15 мкр., освоение которого начнется в этом году после вывода воинской части.
– Сколько эксплуатирующих организаций на территории района?
– На настоящий момент – три: ГУП «ДЭЗ Куркино», ЗАО «Эстейт-Сервис» и ООО «Дезис».
– Какие тарифы на услуги ЖКХ у жителей Куркина?
– По данным, полученным из эксплуатирующей организации «Эстейт-Сервис», стоимость содержания и ремонта жилья для граждан-собственников, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, определены в соответствии с постановлением правительства Москвы № 863-ПП от 07.12.2004 г., которое устанавливает единые общегородские тарифы на оплату услуг ЖКХ.
Оплата содержания и ремонта жилья гражданами, имеющими в собственности второе жилье, происходит по смете фактических затрат. Расчет смет производится в соответствии с методикой, утвержденной приказом № 178 от 16.05.1995 г. Департамента инженерного обеспечения г. Москвы.
– Как ведется работа с населением? Кто за это отвечает, и куда обращаться по вопросам проживания в уже построенных домах?
– В большинстве своем, в управу. Она постоянно работает, в ее составе существуют комиссии по рассмотрению различных вопросов, в том числе и по строительству, по согласованию перепланировок, по социальному обеспечению. Кроме этого, по вопросам эксплуатации нужно обращаться в управляющие компании.
– А какова ситуация с транспортом? Часто звучат обещания решить вопрос с выездом на Ленинградское шоссе, на МКАД, и вообще, решить проблему загруженности транспортных магистралей в этом направлении.
– Согласен, это самый больной вопрос района, но и он решается. Сейчас здесь ходят маршрутки, автобусы, скоро пустят троллейбусы. Не надо забывать, что большинство жителей Куркина – автовладельцы, как минимум, на каждую семью приходится машина. Поэтому, прежде всего, надо решать проблемы дорог, выездов на МКАД, чтобы без пробок можно было добраться до центра города. Проект решения этого вопроса в текущем году будет представлен Москомархитектурой на рассмотрение Общественного совета при мэре Москвы. Вариантов, насколько я знаю, несколько, и все они предусматривают наличие независимого выезда из Куркина.
– Крупные торговые центры буквально окружили район. Это плюс или минус? Ведь не секрет, что основные пробки на дорогах создает машинопоток именно туда.
– Как и везде, это – и плюс, и минус. Плюс, потому что нет проблемы купить все необходимое и при этом не сталкиваться с толпами народа и машинами непосредственно возле мест проживания. И потом, возникновение подобных торговых центров нужно рассматривать не как единичные случаи, а как часть общегородского хозяйства. Торговая инфраструктура способствует обустройству новых жилых районов и наоборот – стимулирует товарооборот и развитие сети услуг. И Куркино не станет исключением. Торговая сфера стимулирует появление рабочих мест, пополнение городского бюджета, развитие инженерных и транспортных коммуникаций. То есть всегда нужно рассматривать такие проекты с глобальной точки зрения.
В Куркине мы практически не сталкиваемся со случаями недовольства близостью торговых комплексов.
Минус – из-за пробок. И мы надеемся, что проработка транспортного вопроса частично снимет проблему.
– И последний вопрос. Что будет с радиовышками за 10-м и 16-м микрорайонами Куркина?
– Их вывод намечен на 2007 г.

Беседу вел Вениамин Вылегжанин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация