Владимир Лобода: «Никакого однообразия и стилевого примитива»
Нередко Куркино называют московской Швейцарией. И действительно, необычный рельеф местности и много зелени создают прекрасные условия для проживания в нем. О ходе строительства этого первого уникального района столицы рассказывает заместитель руководителя Департамента инвестиционных программ строительства г. Москвы Владимир Лобода.– Чем отличается Куркино от других «спальных» районов?
– Очень часто мы слышим и читаем, как пресса, да и общественность ставят в одну строчку район Куркино и другие спальные районы столицы. Сравнивают их по качеству проживания, объемам строительства, стоимости жилья и т. д. Притом, что оснований для сравнения не так много.
Застройка «спальных» районов формировалась в 80-е годы, когда основной задачей было решить жилищный вопрос. Сюда переезжали люди из ветхих домов центра, здесь «давали» новое жилье очередникам, приезжим, категориям граждан, находящимся под социальной защитой; здесь строили «ведомственное» жилье различные организации. Именно тогда сформировалось понятие «спальный район». К сожалению, из-за приоритетности строительства жилья, его возведение в новых районах шло в отрыве от формирования социально-бытовой и транспортной инфраструктуры. По большей части, они застраивались панельными домами, предпочтение отдавалось количественным показателям. Сейчас ситуация изменилась. Сегодня главный принцип строительства: жилье возводится параллельно с инфраструктурой. Но назначение районов отчасти сохранилось – большой объем жилья здесь, по-прежнему, идет на социальные нужды города.
Принципиально другим районом является Куркино. Этот экспериментальный район в первую очередь возводится на коммерческой основе (здесь только 5% – муниципального жилья). Это налагает свой отпечаток – Куркино становится районом повышенной комфортности.
Здесь вы не найдете ни одного панельного или серийного дома. Все жилые дома – монолитно-кирпичные. Такого объема монолитно-кирпичного домостроения нет больше в Москве нигде. И даже, если позже монолит будет возводиться в других новых районах, Куркино навсегда останется первым!
Другой отличительной особенностью района является тот факт, что все без исключения дома возводятся по индивидуальным проектам. В результате, облик каждого микрорайона уникален – никакого однообразия и стилевого примитива.
Еще одна черта, характерная только для застройки Куркина – это разновысотное и, я бы сказал, разноформатное, строительство. Здесь можно увидеть и квартирные дома различной этажности – от 4-х до 23-х этажей, и малоэтажные жилые корпуса таунхаусов, дуплексов и коттеджей. Покупателям предложены все возможные формы жилых домов. Предпочтения, конечно, отдавались не высотному строительству. Высотки нарушили бы пространственное единство с окружающей средой, да и с точки зрения создания инженерных сетей, малоэтажное строительство для Куркина – единственно правильный, наиболее экономичный и экологичный вариант.
Если говорить об особенностях, нужно отметить, что район имеет очень специфическое расположение. Будучи территорией Москвы, он находится за ее пределами. В начале строительства это был своего рода анклав, отрезанный от городских коммуникаций и никак не связанный с застройкой города Химки. Например, водопровод в Куркино является ответвлением митинского, а не химкинского. Для сравнения: районы Марьино, Бутово, Жулебино являлись органичным продолжением уже ранее освоенной территории Москвы.
Задачей департамента было органичное включение Куркина в систему общегородского хозяйства. В итоге – за 5 лет в Куркине построен значительный объем соцкультбыта, налажено инженерное и транспортное сообщение с Москвой, появились первые новоселы, заработали школы и детские сады. А вот, кстати, районы Бутово, Жулебино и Митино застраиваются до сих пор.
– В процессе строительства района менялся ли сам план застройки?
– За счет более детальной планировки объем застройки, возможно, увеличится с 940 тысяч квадратных метров до 1 миллиона. Но ни о каком дальнейшем пересмотре объема строительства или уплотнении речь не идет. Мы неоднократно говорили, что продолжение строительства сверх планируемого объема может вызвать необратимые последствия: нарушение общего внешнего облика района, невосполнимый урон уникальному природному комплексу Сходни. В итоге – ухудшение качества жизни. Недавно прошла пресс-конференция руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонида Бочина, на которой речь шла об особых природоохранных зонах, и было отмечено, что в ближайшее время такие зоны, по решению Московской городской Думы, получат специальные паспорта. Так вот в настоящее время подобных зон 80. Одна из них – природный парк Куркино, пойма реки Сходня. Департамент никогда не вел строительство на охраняемых заповедных территориях куркинского парка и тоже считает, что затрагивать площадь природоохранной зоны нельзя. 2 ноября 2004 г. было подписано постановление правительства Москвы «О природном парке «Долина реки Сходня в Куркине», которое утвердило особый статус территории куркинского заповедника. Но еще раньше вышло распоряжение московского правительства № 489-РП от 31 марта 2003 г., где обязательным условием для подготовки рабочей документации на объекты комплексного благоустройства определен учет ландшафтных особенностей района Куркино и статус природоохранной зоны долины реки Сходня и территорий, к ней прилегающих. Все проекты проходят обязательное согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
– Сколько реально жителей проживает в Куркине?
– На сегодняшний день постоянно проживает около 5 тыс. человек. Однако застройка района рассчитана на 35–45 тысяч.
– После строительства всего объема жилья примерно через какое реальное время будут сданы остальные объекты инфраструктуры, а также закончено благоустройство территории?
– Уже сегодня в районе функционируют 7 детских садов, 3 школы, несколько продовольственных магазинов, пожарное депо, отделение милиции, АТС. Обустроены территории нескольких микрорайонов. В конце 2007–2008 гг. завершится строительство оставшегося объема соцкультбыта и благоустройство территории. Опыт работы в Куркине показал, что комплексное благоустройство микрорайонов нужно осуществлять через год после того, как с территории уйдут строители.
– На основании чего рассчитывалось количество объектов социально-бытовой инфраструктуры? Мы слышали, что куркинцы жалуются на нехватку мест в школах и детских садах, на отсутствие медицинских учреждений.
– Строительство объектов социально-бытовой сферы осуществляется в соответствии со Строительными нормами и правилами (СниП), Московскими городскими нормами строительства (МГСН), разработанными НИиПИ Генплана. Например, соотношение детских дошкольных учреждений к жилому объему должно составлять 15%. Но ведь строительство еще не завершено, и по его окончании на территории района появятся еще 5 детских садиков, 3 школы, поликлиника, новые магазины, общественные центры, центры творчества и много других необходимых городу и такому району объектов.
Мы расцениваем Куркино как проект необычный. Процесс освоения такой территории, ее заселения, обустройства и развития очень непрост и займет еще не один год. 5 прошедших лет – это очень небольшой срок с точки зрения градообразования. Построить, сдать дома – это только первый шаг к тому, чтобы Куркино органично вписалось в общую структуру Москвы. Не зря этот район – экспериментальный. Здесь все происходит впервые, и не исключены моменты спорные, возможно даже, конфликтные. Но это не значит, что нужно остановить стройку, уйти из проекта.
– Сколько магазинов на территории района?
– 30 торговых точек – 23 продуктовых, 4 промтоварных и 3 мебельных магазина, салоны красоты, ателье по пошиву штор, появились точки общественного питания.
– Когда будет открыта поликлиника? Куда сейчас обращаются жители?
– Ввод поликлиники намечен на 2007 г. Она будет построена на территории 15 мкр., освоение которого начнется в этом году после вывода воинской части.
– Сколько эксплуатирующих организаций на территории района?
– На настоящий момент – три: ГУП «ДЭЗ Куркино», ЗАО «Эстейт-Сервис» и ООО «Дезис».
– Какие тарифы на услуги ЖКХ у жителей Куркина?
– По данным, полученным из эксплуатирующей организации «Эстейт-Сервис», стоимость содержания и ремонта жилья для граждан-собственников, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, определены в соответствии с постановлением правительства Москвы № 863-ПП от 07.12.2004 г., которое устанавливает единые общегородские тарифы на оплату услуг ЖКХ.
Оплата содержания и ремонта жилья гражданами, имеющими в собственности второе жилье, происходит по смете фактических затрат. Расчет смет производится в соответствии с методикой, утвержденной приказом № 178 от 16.05.1995 г. Департамента инженерного обеспечения г. Москвы.
– Как ведется работа с населением? Кто за это отвечает, и куда обращаться по вопросам проживания в уже построенных домах?
– В большинстве своем, в управу. Она постоянно работает, в ее составе существуют комиссии по рассмотрению различных вопросов, в том числе и по строительству, по согласованию перепланировок, по социальному обеспечению. Кроме этого, по вопросам эксплуатации нужно обращаться в управляющие компании.
– А какова ситуация с транспортом? Часто звучат обещания решить вопрос с выездом на Ленинградское шоссе, на МКАД, и вообще, решить проблему загруженности транспортных магистралей в этом направлении.
– Согласен, это самый больной вопрос района, но и он решается. Сейчас здесь ходят маршрутки, автобусы, скоро пустят троллейбусы. Не надо забывать, что большинство жителей Куркина – автовладельцы, как минимум, на каждую семью приходится машина. Поэтому, прежде всего, надо решать проблемы дорог, выездов на МКАД, чтобы без пробок можно было добраться до центра города. Проект решения этого вопроса в текущем году будет представлен Москомархитектурой на рассмотрение Общественного совета при мэре Москвы. Вариантов, насколько я знаю, несколько, и все они предусматривают наличие независимого выезда из Куркина.
– Крупные торговые центры буквально окружили район. Это плюс или минус? Ведь не секрет, что основные пробки на дорогах создает машинопоток именно туда.
– Как и везде, это – и плюс, и минус. Плюс, потому что нет проблемы купить все необходимое и при этом не сталкиваться с толпами народа и машинами непосредственно возле мест проживания. И потом, возникновение подобных торговых центров нужно рассматривать не как единичные случаи, а как часть общегородского хозяйства. Торговая инфраструктура способствует обустройству новых жилых районов и наоборот – стимулирует товарооборот и развитие сети услуг. И Куркино не станет исключением. Торговая сфера стимулирует появление рабочих мест, пополнение городского бюджета, развитие инженерных и транспортных коммуникаций. То есть всегда нужно рассматривать такие проекты с глобальной точки зрения.
В Куркине мы практически не сталкиваемся со случаями недовольства близостью торговых комплексов.
Минус – из-за пробок. И мы надеемся, что проработка транспортного вопроса частично снимет проблему.
– И последний вопрос. Что будет с радиовышками за 10-м и 16-м микрорайонами Куркина?
– Их вывод намечен на 2007 г.