Как защитить «маленьких»
В полтора раза дешевле обошлось району благоустройство Лианозовского парка культуры и отдыха, поскольку для этих целей были привлечены не государственные организации, а малые предприятия. Не без гордости сообщил об этом глава управы Лианозово Сергей Семерханов участникам семинара по поддержке бизнеса, работающего в ЖКХ. Мероприятие было организовано Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и префектурой Северо-Восточного округа.Умножить на 26
Да, именно во внешнем благоустройстве, а также обслуживании и эксплуатации жилищного фонда участвует наибольшее число малых предприятий в Северо-Восточном округе. Ну а дальше, по убывающей, идут: ремонт электрохозяйства, обслуживание запирающих устройств, систем наблюдения, замена и ремонт газовых плит и прочие. Оно и понятно, здесь объемы работ поменьше.
А вот по сравнению с другими отраслями экономики округа в ЖКХ малых предприятий немного. Их зарегистрировано всего 131 из более чем 18 тысяч работающих в СВАО. Понятно, что за той же торговлей и общественным питанием, где работает более половины малого бизнеса округа, труженикам коммуналки не угнаться. Тем не менее, в префектуре считают, что перспективы у малого бизнеса в отрасли хорошие. Да и динамика последних четырех лет впечатляет – здесь отмечено почти 26-кратное увеличение числа работников.
Выступившая на семинаре префект округа Ирина Рабер, заявила, что развитие малого бизнеса в ЖКХ для руководства округа – приоритетная задача. Так, по результатам проведенных в прошлом году конкурсов по обслуживанию жилья с малыми предприятиями было заключено более тысячи договоров, что составляет 20% от всех контрактов в отрасли. Составлен и постоянно обновляется базовый перечень малых предприятий ЖКХ, зарегистрированных и работающих на территории округа.
Что такое сервисный центр
– Мы отдаем отчет в том, что создание приемлемых условий для активизации малого бизнеса в сфере ЖКХ во многом зависит от решения проблем на уровне округа и района, – считает Ирина Рабер. – Как показывает анализ, один из факторов, сдерживающих участие малых предприятий в ЖКХ, – недостаток собственных финансовых ресурсов для закупки техники, низкая эффективность инвестиций в приобретение и содержание техники, особенно при сезонном характере и ограниченных объемах работ. В связи с этим для нас одной из главных задач сегодня является создание окружного специализированного сервисного центра для субъектов малого предпринимательства, которые работают в сфере ЖКХ.
Задачи, которые будет призван решать сервисный центр, следующие. Это, прежде всего, предоставление малому бизнесу машин и технологического оборудования на различных условиях: краткосрочная или долгосрочная аренда, лизинг и т. д. В перечне будущих услуг – сервисное обслуживание и ремонт техники и оборудования, находящихся в эксплуатации у малых предприятий, а также поставка запасных частей. Сотрудников малых предприятий обучат работе со сложным техническим оборудованием. Бизнесу окажут консультационные и информационные услуги, в том числе станут предоставлять информацию об условиях проводимых конкурсов.
Параллельно с обслуживанием малых предприятий сервисный центр будет помогать гражданам в организации и поддержке товариществ собственников жилья, а также в налаживании отношений между ними и предприятиями малого бизнеса.
Где найти «достойных» ремонтников
Правда, выступивший затем Евгений Егоров – глава Департамента развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы – обнаружил много вопросов в этом деле: «Сегодня мы должны определить, а что такое сервисный центр? Чем он должен заниматься? Только лишь ремонтом, обучением, предоставлением в аренду техники? Сколько лет он будет на дотации?».
Конечно, хотелось бы, чтобы департамент поскорее определился с этими функциями сервисного центра – кому как не ему этим заниматься, чтобы затем помочь практикам в префектурах создавать такие центры. Тем более что они, по мнению Е. Егорова, должны быть не только в каждом округе, но и в районе.
Еще министр посетовал, что сегодня существует огромное количество строителей-шабашников, которые ремонтируют квартиры. Город от них не получает налогов, и никаких гарантий качества ремонта жильцы не имеют. В результате поступает много жалоб от людей, которым сделали некачественный ремонт, и которые не могут никому предъявить претензии по этому поводу. Надо ставить на законную основу этот бизнес, считает Е. Егоров. Правда, кто этим займется, он не уточнил. Может быть, в Северо-Восточном округе эта проблема как-то разрешится с созданием сервисного центра. Дело в том, что одной из его функций будет формирование базы данных о субъектах малого предпринимательства, работающих в ЖКХ. И тогда, ознакомившись с этим списком, граждане смогут подрядить на ремонт квартиры уже зарекомендовавшую себя фирму.