Ты прекрасна, спору нет
С принятием нового закона «О Генеральном плане города Москвы» у муниципальных властей и застройщиков будет меньше поводов спорить о том, где и какое здание можно строить. Новый документ очень четко определил основные направления градостроительного развития Москвы. Тенденция к росту жилой застройки сохранится, но при одновременном расширении озелененных территорий. Из разряда нововведений – существенное сокращение промзон, активное строительство зданий культурного назначения в отдаленных районах столицы.
Требования к использованию и застройке городской земли вполне конкретные. Природные территории должны занимать не менее 21% от площади всей Москвы, жилые – от 21 до 25%, производственные – от 11 до 15%. Подобные требования установлены для каждого административного округа. Индивидуальные градостроительные нормативы уже существуют. Например, в центральной части города зеленый массив должен составлять не менее 2%, жилой – не более 6%, а административные здания и объекты массового посещения будут занимать до 20% территории ЦАО.
Но самое главное, по новому закону Москву поделили на определенные зоны. Прежде всего, выделили исторический центр (территория в пределах Камер-коллежского вала). Такая граница значительно шире рамок Садового кольца, и по этому принципу в исторический центр будут включены, например, районы Белорусского и Киевского вокзалов.
Следующая зона – территории города, расположенные за пределами исторического центра и застроенные до 60-х годов.
Третья объединит отдаленные районы столицы, освоенные с начала 70-х годов.
Для полноценного и сбалансированного развития всех частей города вводятся особые требования к плотности и типу их застройки. Иными словами, законодательно определено, какие виды сооружений – малоэтажные, контрастные или высотные – могут быть построены на конкретных участках и территориях.
КОММЕНТАРИИ
«Волна» не пошла
Валерий Беккер, заместитель директора НииПИ Генплана:
– Снос пятиэтажек должен происходить волнообразно и поквартально: построили дом, переселили в него жителей из пятиэтажки и построили на этом месте другой дом, в него опять переселили из других пятиэтажек, либо построили дом в другом месте для отселения из пятиэтажки, а новый дом использовали в коммерческих целях. А сегодня получается так: инвестор поставил стартовый дом, продал квартиры и ушел, – «волна» остановилась. Или в другом месте не подобрали площадку для переселения жителей, и переселение не состоялось. Новое строительство встало. Опять «волна» не прошла.
При этом надо учитывать еще один важный момент: при уплотнении застройки возникают другие требования к разрыву между зданиями, к инсоляции. В итоге для реконструкции одного переселяемого квартала требуется территория в полтора раза больше. На практике получается, что если объем нового строительства превышает объем старой застройки менее чем в три раза, то говорить об эффективности освоения территории при волновом переселении не приходится. За прошлую «пятилетку» столица должна была выполнить примерно половину программы по сносу пятиэтажек, а получилось где-то 35%. При этом полностью и комплексно завершено строительство только в пяти реконструируемых кварталах. Мы уже накопили 15% отставания по сносу, а к 2010-му году нам эту программу надо полностью завершить. Но ситуация такая, что некоторые кварталы целиком отданы инвесторам, и для переселенцев в них нет места. А ведь в столице действуют еще другие программы предоставления жилья: молодым семьям, военнослужащим, очередникам и т. д. Все они должны разместиться в строящемся или реконструируемом жилищном фонде. Для этого нужен поиск новых земель для жилищного строительства, а возможно, и новых механизмов взаимоотношения города с инвесторами при строительстве жилья.
Ирина Рукина, депутат Мосгордумы, председатель комиссии по экономической политике:
– Трагедия современного Генплана в том, что в нем нет развития, нет экономики и социальной сферы. Нельзя все сводить только к зонированию – или тогда не нужно называть подобный «рамочный» документ Генеральным планом развития города. Но в сегодняшней ситуации, когда точечная застройка столицы происходит вообще вне всяких планов, хорошо, что мы приняли хоть такой Генплан. Ведь сегодня точечная застройка приобретает характер комплексного строительства на совершенно огромных городских территориях. Поставить один дом в «неположенном» месте – не такая уж большая беда, но, начиная с единичного строения, такая застройка постепенно расползается и обрастает целым комплексом зданий.
В принципе, понятие «комфортная среда обитания» имеет очень глубокий смысл. Характер человека, его здоровье, отношение к жизни во многом зависят от того, что он видит из своего окна. Кусочек зеленого благоустроенного двора подчас может сделать больше, чем любые действия власти по оказанию поддержки отдельным категориям граждан. И вот, когда людей не будут раздражать вечные стройки в их дворах и на прилегающих территориях, возникнет тот самый баланс развития города, который мы провозгласили в качестве важнейшей цели нашего Генерального плана.
План этот обязательно должен включать в себя идеологию развития промышленных территорий. В законе о Генплане есть раздел (ст. 9) «Перспективные задачи развития и реорганизация производственных территорий», в котором отражены некие общие понятия, определяющие перспективные задачи развития и реорганизации производственных территорий. Это проблема невероятной сложности. Как раз на решение этой проблемы и направлен проект «Пром Сити Москва». В первую очередь, речь идет о новой промышленной политике города.
Современный Генплан нуждается в актуализации, то есть обновлении. Этого, к сожалению, до сих пор не сделано. И все среднесрочные городские программы, подчас уродливые, которые мы принимаем, должны быть основаны на Генплане и увязаны с ним. Пока этого не происходит – ни по срокам, ни по их основным параметрам и требуемым финансовым показателям.