Кому помешали ЖСК?
Мало кто так ждал Жилищного кодекса, как члены кооперативов. Ведь именно им посвящена одна из его глав, – это, по сути, закон о ЖК и ЖСК, который пайщики ждали столько лет. Но одновременно с кодексом был принят и закон о введении его в действие. И там, в статье 14-й, говорится буквально следующее: «Жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли свои паевые взносы…, подлежат
до 1 января 2007 года преобразованию в товарищества собственников жилья, либо ликвидации». Что же получатся?
С одной стороны, Кодекс поощряет создание ЖК и ЖСК, а с другой отказывает им в праве на существование? По сути, речь идет о полном сворачивании жилищной кооперации в России. К чему это может привести? Ответить на вопрос мы попросили вице-президента Ассоциации кооперативных организаций России, руководителя
Московского Союза ЖК и ЖСК Валентина Григорьева.
В доме должна быть демократия!
В одном товариществе (не будем называть его, так как сейчас идет судебное разбирательство) правление определило: отныне жильцы должны платить за свои двух- и трехкомнатные квартиры от 5 до 7 тыс. руб. в месяц. Люди, понятно, возмутились – ведь любое изменение цен на обслуживание незаконно без решения общего собрания. Им ответили: «Так именно общее собрание на это и дало согласие!»
Что же произошло? Все первые этажи и пристройки в товариществе были отданы в аренду коммерческим структурам. У жильцов и коммерсантов по определению взаимоисключающие интересы: владельцы магазинов и салонов заинтересованы в усиленной (иногда – вооруженной) охране, установке видеосистем, различных шлагбаумов, запрещающих въезд на их территорию. Все это – немалые расходы. Да, они по силам коммерсантам, но причем здесь жильцы? А дело в том, что арендаторы – тоже члены ТСЖ. При голосовании же в товариществе решающим фактором является объем собственности. У арендаторов он больше. Вот они и навязали остальным членам свои условия.
Уже это показывает различие между организационно-правовыми формами ЖСК и ТСЖ. Конечно, у той и другой есть свои достоинства и недостатки. Но одно несомненно: жилищные кооперативы, по сути, более социальные, демократические организации. Решение здесь принимается по принципу: один член ЖСК – один голос. Даже если жилец купил в доме несколько квартир, все равно у него одинаковый вес с владельцем «однушки».
И еще одно существенное отличие: ст. 116 ГК РФ дает право распределять доходы от предпринимательской деятельности между членами кооператива. Это особенно важно для малоимущих граждан, которым не хватает средств, чтобы оплатить коммунальные и другие услуги по дому. В товариществе эти средства расходуются только на содержание дома, различные работы в нем. Есть разница? Безусловно.
А теперь резонно задать вопрос: можно ли людей принудить поменять одну организационно-правовую форму на другую? Конечно, нет. Это противоречит ст. 30 Конституции РФ, где говорится, что никто не может заставить граждан вступать в какое-либо объединение. Есть также п. 2 ст. 1 ГК РФ, в которой речь идет о том, что граждане «приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе». Какой же у них «интерес» сознательно ухудшать условия своей жизни?
Самое авторитетное движение
Недавно распространен доклад ХАБИТАТ (организации при ООН, занимающейся вопросами жилья) о развитии кооперативного движения. Основная мысль доклада: каждое государство заинтересовано в развитии кооперативов, а потому оказывает им всяческую поддержку.
Вот только два примера. Германия. В свое время именно кооперативы помогли справиться с острой жилищной проблемой, которая возникла в западной части страны после войны. «Дойчебанк» предложил условия: половину жилья оплатите сами, другую мы дадим вам в рассрочку, причем на льготным условиях. Никакого залога банк не требовал, потому что действовал без риска. Ведь половина суммы за квартиру у него уже была на счету, и не выплати заемщик оставшуюся часть, банк за счет нее погашал долг.
Сейчас жилищная кооперация в ФРГ получила новый толчок: появилось немало финансовых структур, где люди могут взять кредит. Это и банки федеральных земель, и муниципальные, и стройсберкассы. Увеличилась также сумма дотаций государства объединениям граждан, которые хотят решить свои жилищные проблемы.
Швеция. Здесь своя особенность: жилье в многоквартирном доме принадлежит либо муниципалитету, либо кооперативам. При этом арендатор защищен так же, как и собственник. Есть ли смысл тогда покупать квартиру, тратить огромные деньги? Что же касается авторитета жилищной кооперации, сужу об этом по одному факту: здание, где располагается его руководство – одно из самых заметных и внушительных в Стокгольме.
А теперь о нашей стране. Ведь и российскому кооперативному движению более 100 лет! До 1917 года в нем участвовала половина населения России. А после революции сохранился Союз жилищно-строительных кооперативов. В 20-е годы кооперативное строительство составляло 15% от общего строительства в стране. В 1937 году частная собственность на жилье была ликвидирована, ЖСК перешли в муниципальный фонд. А в 65-м году к ним вернулись вновь. В соответствующем постановлении было сказано: «с целью участия граждан своими средствами в решении жилищной проблемы». При этом в документе чуть ли не в каждом абзаце фигурировало понятие: «при поддержке государства». Но в новом ЖК РФ слово «государство» отсутствует вообще. И еще одно. В следующем году в Москве пройдет заседание Международного кооперативного альянса, в котором жилищной кооперации отводится важнейшее место. Каков будет на нем наш доклад? «Пройдя сквозь столетние социальные бури, побывав в разных социально-политических формациях, и будучи даже однажды уничтоженным, жилищное кооперативное движение в России все же возродилось. Это ли не свидетельство его необходимости и живучести? Но ныне, в новой России, оно подлежит ликвидации».
Можно представить реакцию мировой общественности.
Не задушишь, не убьешь…
Мало-помалу начинает работать ипотека. Но в этом случае возникает законный вопрос: а может, и в самом деле эпоха жилищных кооперативов закатилась? Там и там, по сути, один и тот же механизм – первоначальный взнос, затем кредит, который погашается в рассрочку. Чем же отличается ЖСК от квартиры, купленной по ипотеке? Ничем. Вот и отменим кооперативы.
Не спешите! Не забывайте о достоинствах этой организационно-правовой формы, прошедшей проверку временем. Не случайно ведь в новых домах, когда там еще не все стали собственниками, предлагалось руководствоваться уставами кооперативов. Иными словами, они признавались более совершенными, чем в ТСЖ. Речь шла о том, чтобы дать больше прав жильцам, и тем самым избежать произвола, который нередко насаждает инвестор-застройщик. И, конечно, снизить стоимость самого жилья.
Потребность людей в жилье не исчезнет никогда. А как она будет удовлетворяться – сейчас об этом трудно судить. Ясно, что львиную его долю люди будут приобретать. Вопрос, стало быть, в том, где они будут находить деньги. А это может быть не только ипотека, но и льготное кредитование за счет государства. Без залога. Так вот пусть люди сами выберут, что для них лучше.
У кооперативного движения еще много резервов и преимуществ, которые пока не востребованы. Впрочем, не везде. В Саратове, где граждане решили построить дом, им бесплатно выделяется участок земли.
Какая форма утвердит себя на рынке – сказать трудно. Но нельзя уничтожать ни одну из них! «До основания», не зная, что будет «затем» – это мы уже проходили.