Дума товарищам друг, но выгода дороже
Государственная Дума указала товариществам собственников жилья их место. На минувшей неделе депутаты федерального уровня в первом чтении обсуждали предложение своих младших коллег из Сахалинской области о льготном налогообложении ТСЖ. Речь в нем шла о том, чтобы освободить от НДС работы по обслуживанию жилищного фонда, оказываемые ТСЖ, а также исключить из базы по налогу на прибыль доходы, извлекаемые товариществами при оказании подобного рода услуг. В итоге законодатели отказали собственникам жилья в товарищеской поддержке и отклонили проект.
Против законопроекта выступил комитет Госдумы по бюджету и налогам. В его заключении говорится, что документ не создает реальных условий для развития жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно подчеркивается, что проект приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджетную систему. Как будто того же самого нельзя сказать о любых прочих льготах.
Предложение дальневосточных депутатов, поступившее в Федеральное собрание полтора года назад, очевидно, отстало от жизни. Лет на пять раньше у него еще были бы какие-то шансы. Тогда за рассуждениями о преимуществах ТСЖ для граждан государственные мужи лелеяли мечту снять со своих плеч и переложить на товарищества заботы по содержанию и эксплуатации жилых зданий. А пуще того видели в ТСЖ инструмент ускоренного перевода жителей на 100%-ную оплату коммунальных услуг. Короче говоря, тогда товарищества были нужны и потому могли рассчитывать на снисхождение.
Теперь острая необходимость в них отпала. И без участия ТСЖ плата за коммунальные услуги в наступившем году взлетела почти до уровня фактических затрат, а по прогнозам на будущий год должна сравняться с ними полностью.
Что касается содержания жилья, то законодательно и эта проблема решена. Новый Жилищный кодекс передал в руки собственников все, что имеется в доме помимо квартир – лестничные площадки, лифты, подвалы, технические этажи, чердаки и т.д. Все перечисленное теперь, условно говоря, находится на «балансе» жителей. Причем независимо от того, организовано ли в доме товарищество или нет. Естественно, что тратиться на обслуживание этого разнообразного хозяйства должен теперь не бюджет, а непосредственно граждане. Включая сюда и капитальный ремонт. В довершение ко всему, и способы управления многоквартирным домом почти в точности перенесены из закона о товариществах.
Короче говоря, разница между тем, есть ли в доме товарищество, или его нет, в смысле обязанностей граждан практически стерлась. Вместе с ней исчезли основания для меркантильного интереса государства к товариществам. Теперь можно прямым текстом объяснять, какой волк кому товарищ. Без церемоний.