Владимир Аверченко: площадку для коммерческих проектов закладывают бюджетные инвестиции
Руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Аверченко считает, что реформирование отрасли может происходить только с привлечением внебюджетного инансирования и с активным участием бизнеса.Кочегары без зарплаты
Только что правительственная комиссия завершила работу по анализу обстановки в Корякском автономном округе, где из-за срыва завоза топлива для электростанций возникла кризисная ситуация. Несмотря на то, что мы прогнозировали ее еще в июне прошлого года, предупреждали местное руководство в июле, жестко требовали в августе, а в сентябре уже представили документы в Генпрокуратуру, в округе должных выводов не сделали. Невладение ситуацией, отсутствие реальной работы с населением, несоблюдение федеральных стандартов привели к тому, что десятки населенных пунктов остались без тепла. И в это же время главы муниципальных образований уезжают в отпуск. По три года не платят зарплату кочегарам, но при этом сами получают ее в срок и в полном объеме. Это недопустимо. Это полностью дискредитирует ту политику, которая проводится сегодня правительством РФ в ЖКХ.
Ошибки дорого обходятся людям
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Это диктуется объективным состоянием экономики России и задачами ее развития. Забота о благоустройстве городов и других поселений, обеспечение на высоком уровне услугами тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения стали показателем их развития.
В то же время президент Владимир Путин предостерегает от неоправданных ошибок, слишком дорого стоящих населению России. Задачи, решаемые в процессе реформирования, должны быть реально выполнимы и приносить ощутимую пользу гражданам. Для этого необходимо задействовать все механизмы и все возможности, которые имеются в нашей стране на сегодняшний день в сфере формирования рынка жилья, развития инженерной инфраструктуры, финансирования жилищно-коммунального хозяйства и социальной поддержки населения.
Сейчас главной задачей является восстановление основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, уровень износа которых в ряде регионов составляет от 60 до 80%. Нужно также добиваться безубыточности отрасли путем снижения затрат на производство коммунальных услуг при безусловном повышении их качества. При этом следует обеспечить адресную поддержку малоимущих групп населения.
В поисках денег
Совершенно очевидно, что решение задачи модернизации жилищно-коммунального комплекса страны только за счет бюджетных средств и внутренних инвестиционных ресурсов предприятий невозможно. Потребность в инвестициях в жилищно-коммунальном секторе сегодня огромна. По предварительным расчетам, только на приведение в нормативное состояние коммунального сектора и жилищного фонда требуется 2 трлн. 140 млн. рублей.
Привлекается и иностранный капитал. Так, на финансирование проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» планируется кредит Международного банка реконструкции и развития в размере 200 млн. долл. При активном участии этого банка продолжается реализация ресурсоэнергосберегающих проектов по теплоснабжению и водопроводно-канализационному хозяйству общей стоимостью свыше 210 млн. долл.
В связи с этим крайне важно привлекать внебюджетные источники финансирования. Так, в 2004 году Росстрой заключил с различными бизнес-структурами девять соглашений о сотрудничестве в развитии и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, и восстановлении систем жизнеобеспечения.
Кроме того, Росстроем подписан меморандум о сотрудничестве со швейцарской компанией «Эй-Би-Би», которая уже приступила к разработке технической документации по строительству систем водопроводно-канализационного хозяйства в Московской и Ростовской областях, Ставропольском крае, городах Владикавказе, Пскове и Курске.
Необходимо как можно скорее принять федеральные законы «Об инвестиционных соглашениях» и «Финансовом оздоровлении в сфере коммунального обслуживания». Они будут содействовать привлечению инвестиций для реконструкции, модернизации существующего и создания нового муниципального имущества в коммунальном комплексе, имеющего большое общественное и социально-экономическое значение.
Надежда на бизнес
Должен также сказать, что высокий инвестиционный потенциал – это не единственная черта частного бизнеса, которая интересна жилищно-коммунальному сектору. Сегодня в отрасли востребованы и современный менеджмент, и инновационные производственные технологии, и элементы реальной конкуренции. Всем этим обладают бизнес-структуры, и поэтому они могут стать одной из реальных движущих сил в развитии отрасли. А наблюдаемое в настоящее время многообразие форм участия частного бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве – это свидетельство привлекательности и стабилизации в жилищно-коммунальном секторе.
В отдельности ни коммерческие внебюджетные инвестиции, ни средства населения, ни бюджетное финансирование из муниципального и федерального бюджета не позволят решить проблемы нашей отрасли. Необходима консолидация усилий всех участников рынка коммунальных услуг. Мы убеждены: успех будет связан только с комплексным подходом, когда бюджетные инвестиции направляются на закладку своеобразной «инвестиционной площадки», на которой потом реализуются коммерческие проекты.