23:30:44
11 апреля 2021 г.

На взгляд студента каким будет новый облик округа?

РазноеУ кого еще черпать новые идеи и задумки, как не у молодежи? Вот и обратились власти Юго-Востока Москвы к студентам и аспирантам за помощью в решении насущных проблем округа. Сотрудничество префектуры ЮВАО с вузами началось осенью 2004 года. Было заключено соглашение с Московским государственным строительным университетом (МГСУ) и Московским архитектурным институтом (МАрхИ). Недавно на коллегию префектуры были вынесены первые разработки молодых.

По прямой-то гораздо быстрее

Марьино – один из крупнейших районов округа. Транспортные проблемы здесь весьма актуальны, несмотря на наличие двух станций метро – «Братиславская» и «Марьино». «Как быстрее добраться до подземки на автобусе?» – задался вопросом аспирант МГСУ Алексей Попов. Проанализировал территорию района – распределение населения, удаленные микрорайоны, которые нуждаются в улучшении транспортного обслуживания в первую очередь. Рассчитал объем пассажиропотока и необходимое количество единиц транспорта.

Выяснилось, что маршруты прокладывали без учета бурного развития района и роста числа жителей в последние годы. Автобусы как будто специально наматывают круги, – коэффициент «криволинейности маршрута» очень высок, а значит, время поездки до метро и интервалы движения больше. Начинающий ученый провел компьютерное моделирование транспортной сети района с оптимизацией маршрутной системы пассажирского транспорта по авторской методике и предложил изменить схемы движения автобусов, пустить их по другим маршрутам – более прямым, причем без увеличения подвижного состава. Интервалы движения должны сократиться за счет оптимизации маршрутов. Уровень транспортного обслуживания района существенно увеличится, удельные затраты времени пассажиров уменьшатся с 25,5 до 23 минут, ежедневная экономия должна составить до четырех тысяч пассажирочасов.
Районной управе предложения понравились, ведь они помогут решить и транспортные проблемы на Люблинской улице, Волгоградском проспекте, традиционно страдающим от пробок. После доработки проект Алексея будет вынесен на совет муниципального собрания района. На заключительном этапе, по словам первого заместителя главы управы Марьина Сергея Мамонтова, планируется совместная работа представителей строительного университета, управы и ГУП «Мосгортранс».

Другой, не менее интересный проект – пешеходный мост между Марьиным и Братеевым, который планируется построить напротив Мячковского бульвара. С возведением культурно-спортивного комплекса на 130 тыс. кв. м близ парка 850-летия Москвы он станет особенно востребованным. Управа предложила сделать мост не менее чем в два яруса, чтобы привлечь инвесторов – сдавать часть его территории в аренду торговым предприятиям. Этот проект – широкое поле деятельности для студентов и аспирантов, где можно воплотить самые смелые задумки и решения.

Представителям МГСУ предложено также проработать варианты благоустройства набережной Москвы-реки – территории упомянутого парка. Чтобы он, с одной стороны, был функционален, здесь можно разместить крытые автостоянки. С другой – чтобы сохранился как излюбленный зеленый уголок отдыха москвичей.

Надстройки, пристройки, вставки

Нижегородский район – промышленный, со старым жилищным фондом, большая часть домов построена в 30–60-х годах прошлого века. Здесь остро стоит вопрос реконструкции кварталов пятиэтажек несносимых серий.

НИиПИ Генплана г. Москвы провел некоторые проработки в 77-м и 80-м кварталах. Они застроены кирпичными пятиэтажками индивидуальной планировки – еще вполне крепкими, степень износа не превышает 38%. Реконструкция этих кварталов имеет невысокую инвестиционную привлекательность, если, конечно, использовать традиционные методы и подходы. Инвестору выгоднее надстраивать реконструируемые здания, не тратя средства на их ремонт и приведение в порядок двора. А для города – напротив, эффективность реконструкции определяется улучшением физического состояния домов, благоустройством территории, развитием инфраструктуры. По проекту АПУ округа, например, в 80-м квартале необходимо снести 17 пятиэтажек – инвестор вряд ли заинтересуется этим, нужны бюджетные средства, которых не хватает.

Чтобы соблюсти баланс интересов города и инвесторов, окружные власти и управа стали искать альтернативу в сотрудничестве с МГСУ. Студенты предложили пять новых решений: модернизация и ремонт отдельного здания, надстройка дома с реконструкцией и капремонтом, модернизация пятиэтажек без надстроек, но со строительством вставок и пристроек и, наконец, комплексный подход – модернизация с надстройкой, вставками, мансардами и пристройками. Во всех четырех способах используется подземное пространство для строительства гаражей.

Самый интересный – пятый, предполагающий объединение нескольких пятиэтажек в один большой дом с помощью пристроек, вставок, надстроек, мансард, и устройство общей универсальной железобетонной платформы на уровне первого этажа. Под платформой размещаются подземные гаражи, а наверху – дворовое пространство: детские игровые площадки, спортивные комплексы, социальные учреждения.

В 80-м квартале, по версии студентов, подлежат сносу только три крупнопанельных дома, жители которых переселяются во вставки, а на месте их сноса строится новое жилье. При объединении нескольких пятиэтажек в один дом произойдет уплотнение населения более чем в два раза, а поэтому нужны дополнительные детские сады и школа.

Надстройки, пристройки, вставки – это новое строительство, за счет которого выход площади, по словам завкафедрой градостроительства МГСУ Юрия Алексеева, увеличивается как минимум в 2-2,5 раза. Это уже должно заинтересовать потенциальных инвесторов, как и подземное пространство, и нежилые помещения на первых этажах. Устройство платформы, по мнению префекта Владимира Зотова, – совершенно новый подход. Это значительно повышает качество жизни людей.
Работа находится на начальном этапе, но радует поиск творческой группы, которая стремится сохранить и реконструировать пятиэтажки, развивая инфраструктуру района. В результате реконструкции цена продажи жилья должна повыситься на 30–50%. Город получит современные жилые микрорайоны, а инвестор – квартиры на продажу. Реконструкция пятиэтажек снимает проблему поиска стартовых площадок для строительства жилья, а сами дома обретают новую жизнь на 30–40, а то и 100 лет.

От промзон до малых рек

Юго-Восточный округ имеет одну из самых больших водных поверхностей и прибрежных зон в Москве, более 30% его территории занимают промышленные зоны – всего их девять, и пока готов проект реорганизации только одной.
Благоустройство прибрежных зон и реорганизация промзон – потенциальные темы для разработок молодых специалистов. По некоторым районам работы уже начаты. Студенты МАрхИ займутся реконструкцией набережной реки Яуза в Лефортове, реорганизацией и благоустройством территории Курьянова в Печатниках и территории от АЗЛК до Южного речного порта в Южнопортовом, реконструкцией кварталов 127 и 136 Выхина.

Первый – он трудный самый

Сегодня студенты работают в шести районах Юго-Востока. Налаживается сотрудничество и с остальными, у каждого района должен быть свой план градостроительного развития по всем сферам жизни. Округ начал сотрудничать с Институтом коммунального хозяйства и строительства. И вполне реально, используя потенциал студентов и молодых ученых, сформировать новый градостроительный облик ЮВАО и выйти с этой концепцией на градостроительный совет при мэре, считает В. Зотов.

А первый и, пожалуй, самый трудный экзамен они уже сдали. Коллегия префектуры – считай, ученый или диссертационный совет, где три доктора и шесть кандидатов наук. Рассмотрение проектных предложений молодых продолжится, но уже со специалистами НИиПИ Генплана, Москомархитектуры, проектных мастерских, чтобы решения были продуманными и взвешенными.

Татьяна Ушанова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация