Льготы, которые не унижают
Сегодня льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются более 70 категориям москвичей. Это около 2 млн. семей или примерно 3 млн. граждан.Самые многочисленные льготные категории включают пенсионеров и инвалидов (соответственно 790 тыс. и 380 тыс. человек). Москвичи, оформившие субсидии и льготы, оплачивают только часть начисленных им платежей за жилищно-коммунальные услуги. Но поставщики коммунальных услуг от этого не страдают – оставшаяся часть компенсируется из бюджета.
Начиная с 1995 года, компенсации выплачиваются через Городской центр жилищных субсидий (ГЦЖС). Право на них было только у семи льготных категорий. Каждая из них имела свои сроки предоставления организациями финансовых отчетов, что, соответственно, отражалось и на сроках перечисления денежных средств.
Остальным «льготникам» расходы по оплате за жилье и услуг по вывозу бытовых отходов компенсировались за счет средств, выделяемых жилищным организациям на эксплуатацию жилищного фонда, а за коммунальные платежи и услуги связи в основном за счет организаций – поставщиков услуг.
Но с этого года компенсационные выплаты всем существующим сегодня в столице льготным категориям москвичей проходят через Городской центр жилищных субсидий. В полном объеме и по единому порядку. Так, по итогам первого квартала 2002 года, более 3,5 тыс. организаций представили отчеты для компенсации льгот на сумму около 600 млн. руб.
С помощью специально разработанной центром программы, можно проверить, соответствуют ли расчеты организаций законодательству, действующим ставкам и тарифам на оплату услуг. Такая программа практически исключает возможность перерасходования бюджетных средств.
Однако даже с введением нового порядка расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг очереди для оформления субсидий, к сожалению, короче не стали. Ведь для расчета платежей с учетом льгот москвичи вынуждены по-прежнему обращаться в несколько организаций: жилищную, теплоснабжающую, Мосгаз, Мосэнерго и др.
Каждая из них обладает собственной базой данных, но не имеет единой методики. Значит, сведения по одним и тем же семьям дублируются, в расчетах – возникают ошибки и несогласованность, конфиденциальность информации может быть нарушена.
Безусловно, нужен механизм создания системы адресного предоставления льгот, чтобы не «обивать пороги» разных инстанций, доказывая свое законное право на льготы или субсидию. Достаточно обратиться в районный отдел ГЦЖС и заключить договор на предоставление единой жилищно-коммунальной компенсации.
Это позволит исправить все вышеперечисленные огрехи в работе, кроме того можно будет оперативно прогнозировать объем денежных средств, необходимых для компенсации льгот и субсидий, в том числе при изменении ставок и тарифов за счет их автоматического перерасчета, а москвичи избавятся от бессмысленной траты времени в очередях. К тому же Центр жилищных субсидий уже располагает данными по 350 тыс. семей, получающих жилищную компенсацию, 80 процентов которых имеют и льготы на оплату жилищных и коммунальных услуг.
Хотя, конечно, и эта схема еще далека от совершенства. Дело в том, что из 3,5 тыс. организаций, с которыми взаимодействует ГЦЖС, только незначительная часть (около 200 организаций) ведет автоматизированное начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги. Остальные до сих пор рассчитывают жилищно-коммунальные платежи и составляют отчеты для компенсации льгот вручную!
Техническая база Центра жилищных субсидий позволяет обеспечить в полном объеме работу по начислению льгот и их электронному учету. Наконец, и москвичи будут избавлены от унизительной процедуры доказывать свою бедность. Ведь узаконенное право гражданина на социальную поддержку государства, когда оно реализуется автоматически и без нервных срывов, не унижает достоинство человека.