Бьют – и плакать не дают
В последние дни ушедшего года Конституционный суд РФ положительно решил не совсем обычный вопрос: он удовлетворил иск группы работников жилищных и гаражно-строительных кооперативов, которые, не желая остаться без пенсии, требовали, чтобы с их зарплат удерживался единый социальный налог (ЕСН). Необычность иска в том, что люди сами добивались увеличения для себя налогового бремени.
Хорошо, но поздно
Суд признал само освобождение их от налога конституционным (кооперативы – не коммерческие организации!), а заявителям рекомендовал уплачивать взносы на обязательное пенсионное обеспечение за свой счет. И, таким образом, переложил обязанности работодателя и государства на самих граждан.
Как объяснил суд, закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» позволяет физическим лицам добровольно платить страховые взносы в Пенсионный фонд. И, как сказано в решении, с учетом возможности гражданина платить взносы за самого себя, рассматривать оспариваемую льготу как неконституционную не следует.
На деле это означает, что расходы работодателя по уплате взносов предлагается переложить на гражданина: платить страховые взносы ему придется из получаемой зарплаты, повышать которую работодатель вряд ли будет. Однако ни расстраиваться, ни радоваться по поводу судебного решения не стоит, так как оно запоздало, да и … не нужно совсем.
История одного налога
Еще в начале 2001 года вступил в действие «Налоговый кодекс РФ». И там, в ст. 238 п. 8 гл. 24 говорилось, что от единого социального налога освобождены товарищества и жилищные кооперативы, то есть организации, заработный фонд которых формируется из взносов их членов. Казалось бы, логично. Не будет же председатель ЖСК (либо другой наемный работник), у которого этот налог берут на основной работе, платить его же еще и в кооперативе. Многие работают председателями по совместительству. А если работа в ЖСК или ТСЖ у него единственная? Это значит, что ничего в Пенсионный фонд не отчисляется, и в будущем человек лишится той части пенсии, которая складывается из накопительных взносов. Останется лишь пенсия, гарантированная государством. Более того: данный период работы человека не засчитывался ему в трудовой стаж при назначении и пересчете пенсии.
Ситуация возникла явно абсурдная. Работники жилищных объединений были готовы заплатить Пенсионному фонду налог, а тот отвечал: «Не нужны мне ваши деньги». Более того, по указанию чиновников из ПФ бухгалтеры ЖСК исключали из годовых отчетов суммы начисленных зарплат, что вовсе лишало работников прав на социальную защиту. И люди просто отказывались работать в жилищных кооперативах.
Ассоциация кооперативных организаций России обратилась в Госдуму РФ с запросом: «Почему дискриминируются общественные жилищные организации? Это грубое нарушение конституционных прав граждан на равное социальное обеспечение и достойную оценку их труда». С такими же письмами и в Прокуратуру РФ, и в Министерство труда и социального развития неоднократно обращались и московские жилищные кооперативы.
Под давлением общественного мнения несправедливость устранили. В полученном из ПФ письме делалась ссылка на федеральный закон, который предусматривает добровольное участие физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Они могут вносить страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированного платежа. При этом работа в кооперативах будет включена в общий трудовой стаж.
Короче говоря, недавнее решение Конституционного суда лишь закрепило эту позицию. Да только зачем, когда налицо очередная законодательная чехарда.
«Ух ты, ах ты, все мы космонавты»
КС в который уже раз разошелся с правительством и законодателем в трактовке Налогового кодекса. Согласно принятым в июле этого года изменениям в НК РФ оспариваемое положение об отмене ЕСН с социальных, общественных кооперативов с 1 января 2005 года вообще прекращает свое действие. Их приравняли к коммерческим структурам. Имеете свое руководство (председателя ЖСК), свои финансовые органы (бухгалтер) – значит, коммерсанты! И налог платить должны не добровольно, а в обязательном порядке.
Изменения в Налоговом кодексе, несомненно, осложнят работу ЖСК. Да, работники ЖСК заинтересованы в том, чтобы платить ЕСН. Но добровольно! У председателей и бухгалтеров ЖСК далеко не всегда это единственная работа. Часто на эти совсем не денежные должности приходят просто пенсионеры, которые могли бы еще поработать, а заодно пополнить скудную пенсию. Им дополнительный трудовой стаж не нужен, и нет смысла отчислять ЕСН. В этом случае кооператив выгадывает (а его председатель или бухгалтер, заметим, ничего не теряют).
Отныне принципу добровольности положен конец. ЖСК – как и другие кооперативные организации – будут в обязательном порядке вносить единый социальный налог. Социальные учреждения, которыми в принципе являются объединения жильцов (а также автолюбителей, садоводов-огородников и т.д.), приравняли к коммерческим. Хочешь не хочешь – плати! Но чем пайщики (жильцы!) отличаются от других обитателей городских домов? Какие из них коммерсанты? Они не в ООО работают, а живут в своем доме. Но из них насильно делают предпринимателей.
В общем, бьют – и плакать не дают. Наступление на права жильцов продолжается.