Прощайте, дотации!
Бюджет-2005 еще в проекте был назван многими специалистами «военно-полицейским» – в будущем году страна потратит на оборону на 30,5% денег больше, чем в этом. Для сравнения: рост финансирования здравоохранения и спорта составил 1,2%, культуры, кино и СМИ – 8,6%. А вот расходы на коммуналку уменьшаются на 28%. На какие деньги будет реформироваться ЖКХ, рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Тыртышов.
– С 1997 года ежегодно происходило снижение объемов финансирования, направляемого из бюджета на дотирование ЖКХ, потому что тарифы постепенно приближались к уровню окупаемости услуг. 26 августа прошлого уже года правительством РФ принято постановление № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год». Теперь регионы должны будут к концу года перейти на федеральный стандарт уровня платежей граждан, равный 100% от стоимости услуг. Таким образом будет завершен переход на бездотационный режим финансирования ЖКХ.
Мы перестаем доплачивать из бюджета предприятиям коммунального хозяйства. Если раньше за счет дешевизны услуг помощь оказывалась практически всем потребителям – и богатым, и бедным, – то теперь деньги будут получать только действительно нуждающиеся семьи. За счет этого происходит реальная экономия, что и отражено в бюджете.
С другой стороны, я не могу сказать, что все ЖКХ представлено в бюджете-2005 в «урезанном» виде. В «коммунальном бюджете» страны нельзя не заметить такой особенности, как увеличение лимитов капитальных вложений, иными словами – бюджетных инвестиций.
Сегодня в стране проводится политика, направленная на полную муниципализацию ЖКХ. Федеральный бюджет, казалось бы, не должен участвовать в проблемах этого хозяйства. Но для этого необходимо сначала привести в порядок «коммуналку»! Свыше десяти лет в эту отрасль ничего не вкладывали, а только проедали то, что нам осталось от Советского Союза. Поэтому теперь надо запустить механизм модернизации отрасли, и лишь потом отдавать ЖКХ в полное ведение муниципалитетов. Естественно, здесь не обойтись без помощи федеральных денег. Наша жесткая позиция: бюджетные средства должны выступить локомотивом для привлечения системных и более значительных частных инвестиций. Я рад, что к этой позиции прислушиваются.
– О каких именно бюджетных инвестиционных программах вы говорите?
– Это, во-первых, программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», на которую в прошлом году было выделено из федерального бюджета 903,3 млн. рублей, а на 2005 год предусматривается 1 млрд. 277,6 млн. рублей.
Затем – программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». Нам удалось добиться увеличения финансирования этой программы в два с лишним раза: с 1,3 млрд. до 2,7 млрд. рублей. Помогла партия «Единая Россия», которая признала необходимость борьбы с ветхим и аварийным жильем своим стратегическим приоритетом. Без поддержки с ее стороны в бюджете вообще могла оказаться цифра… 65 миллионов!
А по программе «Энергоэффективность в сфере потребления» на текущий год планируется увеличение федеральных бюджетных средств с 4 до 29 млн. рублей. Хотя, на мой взгляд, даже эта сумма для решения проблемы мизерная…
– Юрий Павлович, вернемся к рядовому потребителю. Адресная помощь – это замечательно. Но со следующего года на плечи регионов непосильным бременем лягут расходы по денежным выплатам льготникам. Не получится ли так, что они будут вынуждены из-за этого уменьшить финансирование ЖКХ?
– Решен вопрос о замене категориальных льгот на денежные выплаты. Но эти преобразования не коснутся программы предоставления субсидий малообеспеченным семьям на оплату услуг. Если сумма расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг превышает в семейном доходе предельно допустимый уровень (а по федеральным стандартам он составляет 22%), семья имеет право на субсидию. На субсидии вправе также рассчитывать те семьи, в которых доход на одного члена не превышает прожиточный минимум. Богатые заплатят полную сумму, бедным поможет заплатить государство.
То есть в ЖКХ сохраняется главная и большая коммунальная «льгота» – субсидии тем, кто реально в них нуждается. Единственная разница в том, что теперь регионам рекомендовано в течение года перейти на предоставление субсидий через социальные банковские счета. В 19 краях и областях такой механизм уже хорошо себя зарекомендовал.
Если в среднем по стране около 13% семей получают субсидии, то, например, в Ивановской области – 36%, в Татарстане – 28%, в Ханты-Мансийске – 8%, в Калмыкии – 5%, в Москве –9%.
Кстати, регион вправе снижать предельно допустимый уровень собственных расходов граждан на коммунальные услуги. Например, в Нижегородской, Пермской областях, Ямало-Ненецком автономном округе этот уровень равен не 22%, а 18%, в Москве – 10%.
Безусловно, переход на стопроцентную оплату услуг требует от работников ЖКХ тщательной ревизии правовых отношений с потребителями этих услуг. Информация о структуре тарифа должна быть открытой. Хочу посоветовать коммунальщикам привлекать к процедуре утверждения тарифа не только независимую экспертизу, но и общественные организации.
Не исключением, а обычной практикой должны стать перерасчеты в случаях оказания услуг в объеме меньше утвержденных или плохого качества. Соответствующий порядок должен быть предусмотрен в договорах.