Много пыли и… ничего
– Мне на Новорогожскую, и побыстрее, пожалуйста, – проговорила я таксисту, едва успев закрыть дверь машины.
– Торопитесь? – спросил водитель. – Сейчас все торопятся, как на пожар.
– Не на пожар, а на взрыв, – уточнила я. – В два часа дом взрывать будут, надо успеть.Таксист резко обернулся и внимательно осмотрел меня. Темно-зеленый до пят пуховик и черная сумка на животе его так насторожили, что он внезапно нажал на тормоз.
– Не волнуйтесь, без вас не начнут, – криво улыбнулся мужчина и начал нервно оглядываться по сторонам.
– Да в том-то и дело, что начнут, – я сначала не поняла его иронии. – В ЦАО девятиэтажку сносят направленным взрывом, если опоздаю, увижу лишь развалины.
– Ах, вот оно что! – водитель вздохнул с явным облегчением. – Не волнуйтесь, доставим в лучшем виде.
Это был мой первый взрыв дома, а первый раз всегда немного страшно. Вот и тогда, когда за пять минут до часа «икс» и за пятьсот метров (ближе уже не пускали), я выскочила из машины и кинулась к дому по Новорогожской, 40, в животе тревожно холодило, а в голову лезли шальные мысли. Почему-то казалось, что обязательно произойдет что-то экстраординарное: кусок бетонной плиты отлетит в сторону и упадет на чью-нибудь машину. Или от ударной волны полопаются все стекла в соседних домах, или земля заходит ходуном, и все зеваки (вместе с журналистами и телевизионными камерами) повалятся как подкошенные… То, что методика направленных взрывов давно уже обкатана и, естественно, обходится без «кровавых» последствий, а за плечами ФГУП «Союзвзрывпром», ответственного за взрыв, – не один дом, снесенный таким образом, я тогда и не подумала.
И вот я на месте. Стометровый периметр вокруг дома обтянут рыже-белыми лентами, стоят машины пожарных, «скорой помощи» и милиции. На ленточки буквально напирают любопытные, видимо, пытаясь не пропустить ни секунды захватывающего зрелища. Среди них несколько человек с любительскими камерами и фотоаппаратами. Оказалось, что это бывшие жители сносимого дома, многие прожили здесь тридцать лет и сейчас пришли попрощаться с родными стенами.
Итак, первые ряды «партера» давно уже заняты, опоздавшим остались лишь места на «галерке». Но ничего, с крылечка соседнего дома сцена отлично просматривается. А вот и главный дирижер: мужчина в оранжевой каске дал отмашку и покрутил какой-то рычажок. Тут же раздался громкий хлопок, как будто расшалившийся мальчишка выстрелил пистоном прямо над ухом, и… дом сложился аккуратными стопочками. В этот момент я горячо порадовалась за то, что мне досталась именно «галерка». От упавшего дома поднялась огромная серо-черная туча пыли, которая с невероятной скоростью двинулась в сторону зевак, люди, как сайгаки, ринулись врассыпную. Но грязная волна, лизнув пыльным языком самых неповоротливых, так же быстро улеглась, покрыв дорогу и деревья толстым серым налетом. Действо заняло не больше десяти секунд.
Вот и все. Ни выбитых стекол, ни разлетевшихся кусков арматуры, ни мини-землятресения. Такой способ сноса домов весьма уважаем самими строителями. Во-первых, быстро: заложил взрывчатку между перекрытиями, нажал на кнопочку и – оп-ля, дома нет. Во-вторых, дешевле других способов в несколько раз, потому как не надо подключать массу людей и специальной техники. А в-третьих, действительно, совершенно безопасно. Всех жителей близлежащих домов заранее оповещают, дороги перекрываются, так что ни случайный прохожий, ни машина не окажутся в эпицентре разрушения.
Уже через пятнадцать минут после взрыва вокруг дома крутилось несколько экскаваторов, которые собирали кучи мусора. Скоро площадку очистят, а через некоторое время, согласно плану реконструкции кварталов 1874-1875 Таганского района Москвы, здесь появится новенькая многоэтажка, в которую и переедут жители из уже снесенных домов.