За риск отвечает собственник
2004 год для нас был необычным. Это связано с изменениями, которые происходят в жилищной политике страны, констатирует начальник Управления приватизации и оформления прав собственности Департамента жилищной политики Юлия ГЛАЗКОВА.В течение 10 лет москвичи стабильно заключали в год около 50 тысяч договоров на приватизацию своих жилых помещений. В этом году, начиная с апреля, как только СМИ стали говорить о завершении приватизации, обеспокоенные люди устремились в окружные подразделения департамента, чтобы стать собственниками квартир. Тогда документы на федеральном уровне только готовились. Сейчас точно известно, что бесплатная приватизация заканчивается не завтра и не послезавтра. В течение двух лет, до 2007 года, москвичи, которые получат квартиры до 1 марта 2005 года, могут их приватизировать.
Но и сегодня новый Жилищный кодекс и закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», где говорится о сроках приватизации, приняты только во втором чтении. Документам предстоит пройти третье и четвертое чтения, обсуждение в Совете Федерации, затем они должны поступить на подпись к президенту. И только после официального опубликования в прессе можно будет сказать, что появились новые законы.
До 15 тысяч договоров на приватизацию жилья оформляют наши сотрудники в месяц. Многие из тех, кто приходит, серьезно не взвесили свои возможности, не задумались над тем, что на собственника возлагаются большие обязанности. С нового года плата за жилищно-коммунальные услуги для приватизировавших жилье значительно возрастет, увеличится и налог на недвижимое имущество. Кроме того, собственник несет все риски по потере имущества, то есть если ваша квартира сгорела, никто не будет вам предоставлять новую жилую площадь. Но ажиотаж столь велик, что люди не задумываются об этом.
Тут же нашлись дельцы, полукриминальные элементы, которые стали создавать конторы, где за тысячу долларов обещали оформить документы. Пришлось обращаться к префектам некоторых округов, чтобы правоохранительные органы разобрались с ними.
Наши сотрудники трудились в авральном режиме, принимали документы ежедневно, выходили на работу в выходные дни. По законодательству на приватизацию жилья отводится срок 2 месяца. Мы пошли навстречу тем москвичам, которым необходимо срочно оформить документы. Они могут получить договор о приватизации, заплатив 3 тысячи рублей, уже через 10 дней в ЕЦП.
Мы стали реализовывать программу оформления документов в режиме «одного окна». Правда, в этой работе есть своя специфика. Человеку необходимо несколько раз прийти, чтобы подписать документы. Предварительно провели эксперимент в ЦАО. Он себя оправдал. Разумеется, мы не отказывали и тем, кто сам собрал все документы и принес их на оформление. Выяснилось, что некоторые горожане не хотят, чтобы за них это делали другие.
Пока нельзя сказать, что приватизация в режиме «одного окна» – процесс полностью отлаженный. Схема работы такая: мы сами заказываем справки в МосгорБТИ и ЕИРЦ, а затем отдаем документы на госрегистрацию. К МосгорБТИ у нас вопросов нет: установлены единые расценки, есть доступ к электронному объему информации, вовремя получаем необходимые сведения. А вот единые информационно-расчетные центры не справляются, тормозят процесс. Почти в 80% документов, которые передают нам ЕИРЦ, есть ошибки. Они затягивают, нарушают сроки оформления. А это приводит к тому, что требуется повторно заказывать многие справки, так как срок их действия 1 месяц. Это серьезно осложняет работу, и надо как можно быстрее решить эти вопросы.