Николай Буданов: «Нам придется бороться за каждую квартиру, чтобы социальный фонд не исчез»
О чем только не мечтают под Новый год! Кто-то ждет в подарок новую шубку, кто-то грезит о модном авто или собирается в романтическое путешествие. А у посетителей Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Восточном округе одно общее на всех желание – получить удобное и комфортное жилье. Как осуществить эту мечту? Об этом корреспондент «КР» беседует с начальником Управления Николаем БУДАНОВЫМ.– Николай Константинович, в конце года принято подводить итоги. Удалось ли вам реализовать намеченные планы по переселению жителей домов, предназначенных под снос?
– По графику, составленному еще в начале года, мы должны были отселить 30 таких домов. Но уже летом вынуждены были пересмотреть эти планы. В итоге к концу года 23 дома будут отселены полностью, а семь – лишь частично.
– Это связано с выходом постановления № 404 московского правительства «Об обеспечении права жителей Москвы на сохранение места проживания при переселении»?
– Решение правительства, конечно, создает дополнительные сложности. Бывают случаи, когда просто невозможно построить дом в том районе, откуда планируется отселять людей. Причины разные – не позволяет устаревшая система коммуникаций, очень плотно стоят дома. Приведу пример. На Бутырском хуторе до 2007 года мы должны отселить 22 дома. Сейчас для первых переселенцев из этого района построен дом по адресу: улица Королева, 32. Он находится в Марфине, располагается всего в 500 метрах от Бутырского района. Однако жителей не устраивал такой вариант, и только после объяснения ситуации – больше некуда пока переселять – их настроение изменилось.
– Вы сказали, что 23 дома будут отселены к концу года. Из-за чего возникают задержки?
– Все жители этих домов уже получили необходимые документы на вселение в новые квартиры. Но перед тем, как переехать, люди что-то доделывают в них на свой вкус. И период заселения новостроек затягивается. Хотя к строителям нет претензий. Для переселенцев строятся дома новых серий, таких, как П-44Т, КОПЭ, П-3М. Квартиры с полной отделкой, со стеклопакетами. Испортить их могут только сами граждане в процессе дальнейшей эксплуатации. Чтобы этого не произошло, уже сейчас думаем о создании здесь домкомов. Только так можно решить вопросы сохранности жилищного фонда и, самое главное, безопасности жильцов.
– Теперь давайте поговорим об очередниках. Сколько из них нынче отпразднуют новоселье?
– На этот год в программу на получение жилья включили 1102 семьи. Принцип такой – в список вошли все очередники 1982–1984 годов, внеочередники, вставшие на очередь до 1 января 1996 года, и первоочередники – до 1 января 1987 года. Бесплатную площадь уже получили 880 семей. К маю 2005 года, к юбилею Победы, мы должны обеспечить жильем всех участников Великой Отечественной войны. В этом году планировали дать квартиры 122 семьям ветеранов, фактически улучшили свои жилищные условия 145 семей. На следующий год осталось 146 семей ветеранов войны.
– В последнее время у жителей округа появилась возможность ускорить свое вселение в новую квартиру за счет участия в различных программах. Расскажите, как они ее используют?
– Да, сегодня желающих купить квартиры или хотя бы частично поучаствовать в улучшении жилищных условий за счет своих средств даже больше, чем реальных квартир. Есть программа приобретения жилья с рассрочкой платежа. В соответствии с ней 30% стоимости квартиры новоселы платят сразу, остальные 70% погашают равными долями в течение пяти лет. Кроме того, это жилье предлагается по ценам более низким, чем рыночные. В этом году предполагали предоставить 37 квартир по таким договорам купли-продажи, их получили в полном объеме. Но желающих воспользоваться этим способом улучшения жилищных условий 400 семей! Наши очередники активно пользуются и субсидиями. Уже к середине ноября выделенная нам сумма была реализована. В 2004 году по этой программе приобрели жилье 215 семей. В основном те, кому была положена 90-процентная субсидия. Основная часть средств пошла на обеспечение жильем учителей, врачей. Для них был построен дом на Отрадном проезде. Субсидии выдаются в расчете 18 кв. метров на одного человека. То есть семья из трех человек должна купить квартиру площадью не менее 54 кв. метра. За один метр выплачивается 28 072 рубля. Только тогда, когда семья полностью оформляет квартиру в собственность, мы снимаем ее с очереди.
– А как реализуется программа «Молодой семье – доступное жилье»?
– Очень динамично. Она пользуется большой популярностью у нашей молодежи. Сейчас в округе около 900 семей, желающих участвовать в этой программе. В 2003-м было обеспечено жильем 388 семей. В этом году новоселами стали 235 молодых семей. Хочу сказать, что в отличие от своих родителей молодежь уже не рассчитывает на бесплатное жилье и стремится самостоятельно решать проблему. Иногда это помогает и старикам. Например, недавно к нам пришла семья, стоящая в очереди с 1984 года, родители просили включить проживающих с ними детей в программу «Молодой семье – доступное жилье». Мы охотно пошли навстречу. Старшее поколение получает квартиру бесплатно, а дети – на льготных условиях по программе.
– Какими темпами продвигается приватизация жилья?
– С мая наблюдается настоящий ажиотаж. Очереди выросли в три раза. Это для нас большая проблема, поскольку количество сотрудников при этом не увеличилось. Сейчас уже половина жилой площади в Северо-Восточном округе приватизирована. Осталось в муниципальной собственности около 190 тысяч квартир. Я тут прикидывал: даже если в день будут сдавать документы на оформление всего 1% квартир, то около 2000 человек принять в шести точках очень сложно. Все равно будут очереди. Мы наладили работу службы «одного окна», но горожане почему-то снять с себя заботу по сбору документов не спешат. Статистика такова. В среднем в неделю из 400 жителей, приватизирующих квартиры, только 150 человек обращаются в службу «одного окна». Раньше было еще меньше.
– Каких перемен вы ожидаете?
– Во втором чтении принят Жилищный кодекс. В нем прямо говорится о сокращении строительства бесплатного жилья, предоставлять его будут только малоимущим гражданам. Но критерии, кого считать малоимущим, пока не разработаны. Боюсь, что это условие потянет за собой и злоупотребления. Подобные случаи у нас были при предоставлении субсидий. Раньше их получали тоже малообеспеченные граждане. Были обнаружены фиктивные справки, заведены уголовные дела. Ясно и другое: раз количество государственной жилой площади резко сократится, чему в немалой степени способствует и активно осуществляемая приватизация, нам придется буквально бороться за каждую квартиру, освобождаемую «за убытием». Хотя теперь предлагается запретить приватизацию квартир, которые очередники будут получать бесплатно, чтобы социальный жилищный фонд окончательно не исчез. Для тех же, кто в состоянии заработать на жилье, напротив, появятся новые жилищные программы кредитования.
– Николай Константинович, какова технология выявления площади «за убытием»?
– Как ни парадоксально, до последнего времени мы, представители Департамента жилищной политики и жилищного фонда, фактические собственники муниципального жилья, получаем информацию об освобождаемой площади из третьих рук. Причем самый сложный случай – выявления площади «за убытием умерших граждан», – то есть речь идет о квартирах, в которых жили одинокие люди. И если одинокий человек уходит из жизни, сначала сведения об освобождении квартиры поступают в ЗАГС, милицию, ДЕЗ и только потом в жилищное управление.
– Такая цепочка, видимо, осталась со старых, еще советских времен, когда махинации с жильем, подобные нынешним, были маловероятны?
– С января этого года мы занимаемся усовершенствованием сложившегося порядка. Создана городская и окружные межведомственные комиссии. В Северо-Восточном округе такую комиссию возглавляет заместитель префекта Сергей Михайлович Науменков. На ее заседания собираются представители ЗАГСа, управ, милиции, ДЕЗов, районных единых информационно-расчетных центров. Мы договорились, что два раза в месяц будем обмениваться оперативной информацией со службами, которые фиксируют изменения в эксплуатации жилья.
– Казалось бы, об освобождении квартиры можно судить по прекращению оплаты коммунальных услуг?
– В какой-то мере. Дело в том, что если в квартире поселились чужаки, квартплата поступает даже с опережением сроков платежа. В любом случае мы даем поручение сотрудникам милиции, чтобы они проверили, не произошел ли самозахват. Если есть наследники, то их права на квартиру тоже тщательно проверяются.
– Николай Константинович, что пожелаете нашим читателям в новом году?
– Надо всегда надеяться на лучшее, стремиться к осуществлению своей мечты. Все в наших силах.