Проверка на порогах
Едва ли не половина домов, строящихся на средства городского бюджета, сдается с серьезным срывом сроков – на 2–4 месяца. Столичный жилищный департамент контролирует, как строится жилье – то самое, за счет бюджетных денег и по инвестиционным контрактам, где есть доля города. Заключительный этап, на пороге сдачи, – самый ответственный.Главный специалист отдела оперативного контроля строительства жилья Управления планирования городского жилищного заказа Департамента жилищной политики Анатолий Лукашевич, которому поручено контролировать сроки сдачи под заселение, в прошлом – человек военный. У него все по правилам военного искусства: графики, планы, схемы, он знает силы сторон, у него всегда с собой карта. А сами боевые операции – каждый вторник.
Очень временное электричество
(10. 00, Фили–Давыдково, квартал 69, корпус 5)
Недалеко от станции метро «Пионерская» между Кастанаевской улицей и Рублевкой стоят две 25-этажные свечки. Жители должны были сюда въехать в сентябре и октябре. Почти треть будущих новоселов – жители пятиэтажек, сносимых на соседних улицах.
За строительным забором тишина: добрые сторожевые собачки, задумчиво бредущий одинокий строитель… Начальник участка СУ-155 рассказал историю о том, что все уже давно готово, что он хоть завтра все сдаст, и что уже приглашен на два новоселья.
Осмотр одного из корпусов показал, что действительно во всех квартирах имеется внутренняя отделка. Выкрашенные в загадочный розовый цвет плинтусы, мышиного цвета линолеум. Правда, окна приличные. Это вам не прежние щелястые деревянные рамы, устойчивые к плотному запиранию.
– Бюджет города большего позволить не может. Но если это качественно сделано и правильно установлено, все будет нормально. Не забывайте, из каких домов люди едут, – успокаивает Анатолий Лукашевич.
Дом сдается, когда имеются холодная и горячая вода, электроэнергия, работают канализация, отопление, лифты. Это должно быть испытано, принято и документально оформлено. Тогда ДЕЗ, после проверки квартир, опечатав их и получив ключи, принимает дом на баланс. О чем префектура выпускает соответствующий документ.
Что же с этим корпусом? Оказалось, нет электропитания по постоянной схеме, а только – по временной. Постоянная схема страхует от временных сбоев, автоматически включая резервные мощности. Видели, как на краткий миг отключается свет, а потом загадочным образом включается? Такое волшебство обеспечивает постоянная схема. Что будет, если схема – временная, а в дом начинают въезжать жильцы? Погрузили в лифт диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, и так далее, а тот проехал два этажа и встал. А если в нем оказался ветеран-сердечник или молодая мама с коляской? Разгребать эти дела приходится ДЕЗам…
Выяснилось, что тут постоянной схемы электроснабжения не будет до мая, нет даже самой подстанции. А у некоторых будущих новоселов на руках ордера. Потом вскрылось, что отопление еще даже не испытывали, так как разрешения от теплосетей тоже нет.
– Будет! Через неделю будет, – пылко убеждали городского чиновника Лукашевича и коменданта ДЕЗа начальник участка и представитель заказчика.
И тут же возникло сомнение, что тепла может и не хватить, так как еле-еле обеспечивается и существующий микрорайон. Упрямая женщина-комендант ДЕЗа вытрясла из строителей обещания: закончить отделку, проверить систему водоснабжения, поставить электросчетчики, подать тепло на корпус, провести регистрацию лифтов и сдать их органам Госгортехнадзора. Подписали акт. Однако вопрос. Не возьмись за это дело департамент, стали бы шустрей работать строители?
– Существуют штрафные санкции. До этого пока не доходило, – объясняет Лукашевич. – Но думаю, уже пора – не хватает административных рычагов. А потом строители понимают, что, работая плохо, они снижают шансы на получение новых заказов от города.
…В новостройке вовсю шло наведение марафета. Правда, выбрасывали строительный мусор через мусоропровод. Поэтому полы на этажах были покрыты сантиметровым слоем лунной пыли. И все равно – скоро новоселье!
Класть или не класть?
(14.00, Зюзино, квартал 10, корпус 1)
– Этот корпус – «тяжелый», говорят у строителей, – предупреждает Лукашевич. – Его заселять должны были еще в сентябре.
Новый светлый дом на Болотниковской улице стоит перед страшненькими пятиэтажками как пижон в светлом пальто среди мужиков в телогрейках. Во дворе – присыпанные снегом желтенькие детские лесенки и горки. Рядом с ними прокопана траншея.
Заместитель генерального директора фирмы «Фаворит-строй», находящейся в близком родстве с тем же СУ-155, согласно кивает головой, что дом не только созрел, но уже и перезрел. Хоть завтра заселяй. Пару дней назад включили отопление, в квартирах тепло. Прибывший на совещание представитель заказчика радуется меньше. Настаивает, чтобы было закончено благоустройство:
– Вдоль дома должны быть посажены кусты! И траншею надо закопать. Кто будет отвечать, если туда свалится ребенок?
Так и хочется спросить его: родной, где же ты был в августе и сентябре?
– И должен быть положен асфальт! – добивает он строителей.
– На снег класть? Это же выброшенные деньги!
Тут на арену выходит представитель ДЕЗа и как шукшинский персонаж «срезает» всех:
– А как мы будем чистить тротуары от снега?
Строители обещают чуть ли не кровью написать гарантийное письмо, что уж весной-то, когда ласточки прилетят, асфальт будет обязательно положен. Но ДЕЗу не до романтики.
– А вдруг вашей организации к весне не будет?
«Асфальтовую» дискуссию прекратил Лукашевич:
– Сейчас класть ни в коем случае нельзя. Потом придется перекладывать! Это городу влетит в копеечку.
А представитель ДЕЗа наступает:
– Нет системы дымоудаления и пожарной сигнализации! И электросчетчики должны стоять. Лифты пусть сначала у строителей примет Госгортехнадзор, а мы только потом. И нужен акт приема-передачи корпуса, поэтажные планы.
Опытный стратег Лукашевич дождался своего часа. Когда силы сторон истощились, тихонько спросил:
– Так что записать в протокол?
Договариваются, – ориентировочный срок сдачи намечается на начало декабря. А тут к взаимному удовольствию выяснилось, что и префектура готова уже выпустить распоряжение о передаче корпуса на баланс эксплуатирующей организации.
Причина таких ситуаций – существующая сейчас схема сдачи домов. Таково мнение Вадима Куликова, заместителя начальника Управления планирования городского жилищного заказа Департамента жилищной политики. Строители, соорудив фундамент, стены и крышу, уже бегут отчитываться за дом. Галочка-то в отчете будет, но потом стоит больших трудов уговаривать их доделать что-то. Это «что-то» бывает весьма серьезным. Поэтому руководство города и департамента стремится ввести одноэтапную приемку.
– Надеемся, – говорит Куликов, – что со следующего года это будет обычной практикой. Только тогда дом будет считаться сданным, когда его примут и ДЕЗ, и все эксплуатирующие организации. Чтобы жильцы могли там нормально жить, а не бороться с временными трудностями.
Но к следующей неделе Лукашевич опять подготовит свои хитрые схемы и графики. Каждый вторник – боевая операция.