Вместе – значит дешевле
Дома, где живут только собственники, в России пока редкость. И это, пожалуй, одно из самых существенных отличий наших ТСЖ от западных. Как такая специфика российского жилищного самоуправления отражается на деятельности наших товариществ? Каково их влияние на соседей-муниципалов? Вот некоторые примеры, о которых мы узнали в Фонде «Институт экономики города».От противостояния к диалогу
Местные органы, будучи владельцами той части помещений, где живут наниматели, и юридически, и фактически являются членами ТСЖ. При этом их доля достаточно высока – 40–50%! А это значит, что любое решение собственников может быть заблокировано властью. Нет ли здесь опасности? Не диктует ли город собственникам свои правила поведения?
Как правило, такого противостояния не наблюдается. В различных регионах страны все больше понимают, что без участия граждан в управлении своим жилищным фондом любая реформа ЖКХ обречена на провал. А у кого больше возможностей влиять на управление домом? Кто в этом больше всего заинтересован? Собственники. И какая форма их объединений наиболее эффективна? Товарищества.
Формы сотрудничества с такими объединениями разнообразны. Понятно, что наиболее распространены консультации. Как правило, проводятся они в специальных отделах поддержки ТСЖ, которые есть практически во всех крупных и средних городах России. Где-то они входят в состав специальных комитетов (Нижний Новгород), где-то – и таких большинство – являются структурами департаментов городского хозяйства.
Вот одни из лучших курсов – в Новочеркасске. Проходят они регулярно – раз в два месяца, и продолжаются две недели. Учеба, понятно, бесплатная. Авторитет курсов столь высок, что сюда приезжают учиться из Ростова-на-Дону и даже из других областей.
Хорошо поставлена подготовка кадров для ТСЖ в Великом Новгороде. Этот город вообще славится своими новациями в области территориально-общественного самоуправления. По инициативе администрации города здесь был создан учебно-методический центр «Диалог». Нужно ли говорить, что ведут занятия опытные экономисты, управленцы, хозяйственники. Сюда тоже приезжают из разных регионов России – кроме всего прочего, поучиться тому, как организована сама учеба.
Наиболее действенный – и желанный! – вид помощи, это, понятно, финансовый. Но он и самый трудный. Капремонт? Извините, делайте сами. Москва, заметим, единственный город России, который в этом отношении берет собственников под свое крыло. Во всяком случае – пока. Однако дотации на текущие нужды товариществам выделяют практически повсюду.
Но, как известно, выделить еще не достаточно – деньги надо получить. Дело в том, что чаще всего средства направляют в ДЕЗы, а те уже субсидируют ТСЖ. Долог путь… Впервые решили поломать эту практику в Рязани. Здесь сделали помощь адресной – товарищества города получают ее непосредственно из бюджета. Сейчас такое практикуется и в других городах. При этом власти не забывают и о своих интересах: мы поможем вам – а вы нам. И вот во Владимире городская администрация заключила с товариществами договор: будем перечислять вам дотацию при условии, что вы обеспечите не менее 90% платежей за квартиру. Пока взаимное соглашение соблюдается.
Наконец, ТСЖ стараются освободить от разных платежей. Так, их регистрация, а также регистрация кондоминиумов проходят, как правило, бесплатно. Какая-никакая – а тоже подмога.
Надеемся на себя
Понятно, что в условиях ограниченного бюджета домам надо в первую очередь самим изыскивать дополнительные источники дохода. Конечно, это не вполне нормально, но таковы уж наши условия. Наиболее популярной остается пассивная форма заработка: аренда нежилых помещений. Но при этом стараются, чтобы арендаторы также вошли в состав объединения жильцов. Это выгодно и тем, и другим: для арендаторов – гарантия долгосрочности договора, для жильцов – дополнительная помощь в обустройстве общего имущества.
Конечно, наиболее эффективный путь пополнения бюджетов домов пролегает через владение землей: ведь на ней можно построить различные сооружения (в том числе жилые!), которые приносят прибыль. Но, как известно, это практически невозможно. Если город может поставить на этой земле свою собственность, с какой стати он будет ею делиться с другими? Проблема не только российская, но и международная. А потому для заработка чаще изыскивают другие пути.
Нижний Новгород. В этом городе очень много старых деревянных домов. Так вот, в одном из товариществ пустили арендаторов в подвалы (а для знаменитых нижегородских ярмарок они делались даже прочнее самих зданий!) на таких условиях: отреставрируете – денег не возьмем. Как в старые добрые времена, ударили по рукам – в результате выиграли и город, и арендаторы.
Из других неординарных источников дохода можно назвать предоставление крыш высотных домов для установки там антенн кабельного телевидения и сотовой связи. Или развитие малого предпринимательства.
Тюмень. Одно из лучших ТСЖ в России – «Уют», получившее 1-ю премию бывшего Госстроя РФ. Здесь раньше, чем в других регионах страны, поняли, какой сейчас дефицит на различные мелкие услуги (ниша, оставшаяся от бывших «Бюро добрых услуг» в системе службы быта), и создали службу такой помощи. Часть денег, естественно, попадает в бюджет товарищества.
Сейчас в разных городах получает распространение и такая форма жилищного предпринимательства, как создание различных кружков для детей, групп «продленного дня», домашних детских садов.
Союз союзов
Беда наших домов в том, что жильцы порой просто не знают друг друга. Причем даже если дело касается общей беды, все равно будут терпеть неудобства, но не соберутся вместе, не обсудят, как быть, не объединят усилия, чтобы как-то исправить положение. Так вот, эта болезнь – некоммуникабельность – затронула и жилищные объединения. Каждый «выживает» поодиночке, хотя многие вопросы легче было бы решать сообща.
Если говорить о Москве, то, возможно, одним из объяснений возникшей ситуации является то, что товариществ для такого мегаполиса, в общем-то, не так много, находятся они друг от друга на больших расстояниях. Не докричишься! Но в провинции такой проблемы нет. А потому сплоченность людей здесь выше. Создаются два-три ТСЖ, и вот, глядишь, они уже объединились в ассоциацию, и если уж направляют своих ходоков в различные властные кабинеты, то можно не сомневаться: те представляют интересы всех домов. Союзы взаимной поддержки собственников возникли уже во многих городах – Тюмени, Ярославле, Твери, Красноярске, Самаре. Выгода их еще и в том, что они сообща могут нанять управляющую компанию – обойдется дешевле. Ассоциация берет на себя и другие заботы: связь с городскими структурами, взаимоотношения с коммунальными службами, оказание юридической помощи в суде. Кроме того, помогают товариществам составлять ежегодные бюджеты, подводить балансовые отчеты.
Более того – есть ассоциации «по интересам». Так, поделили обязанности две из них в Ярославле: одна занимается лоббированием жилищного самоуправления в администрации города, вторая взяла на себя собственно управленческие функции, создает альтернативные обслуживающие организации, которые и предлагает товариществам.
Мы начали с того, что «чистых» ТСЖ у нас практически нет, собственники в подавляющем большинстве случаев соседствуют с муниципалами. Имеет ли к этому отношение все рассказанное выше? Самое непосредственное! Замечено, что в тех домах, где созданы товарищества, приватизация идет более быстрыми темпами, чем в целом по муниципальному фонду города. Больше людей хотят стать собственниками. Не потому, что у них такие уж большие привилегии, совсем не так – придется нести бремя собственности, а это тоже не подарок. Но на первое место выходит другое соображение: у собственников есть объединения, которым можно довериться, и которые лучше защитят их от всех бед и напастей.