01:54:20
10 декабря 2024 г.

Окраина – понятие относительное

Жилищные программыМне приснился кошмар. Прихожу скандалить в ЖЭК, а там начальником сидит Лужков, в диспетчерской – Швецова, Ресин и Орджоникидзе. И зачитывают мне, горемыке, приговор:– Объявляем тебя начальником Управления муниципального жилья Северного административного округа!
– За что?! По какому праву?! Там же Синалеев Николай Петрович в начальниках! И вообще у меня за квартиру и свет с января не плачен.
И слушать ничего не желают. Короче, приступил.
Ночью ко мне пришла тень отца Гамлета и сказала:
– САО – самый большой в Москве по количеству хрущоб. Полтора миллиона квадратных метров жилья будет уничтожено, а людей надо расселять.
– Куда?
– В районы массовых застроек.
– Какой же дурак…
– Сполняй!
В управлении утешили. Оказывается, до «меня» жителей с пятисот тысяч квадратов уже отселили, осталось всего ничего – один миллион!
Программа по отселению и сносу ведется с 1993 года. Однако тогда совсем другие темпы были. Нынче объемы увеличились и приходится белкой в колесе крутиться: на отселение целого дома дается всего два месяца. И за этот срок надо встретиться с жильцами, предложить новое жилье, оформить всем документы, не устроит – предложить другие варианты, не устроят варианты – решить вопрос по закону. В суде.
В прошлом году двести раз судились. И все иски управления удовлетворили. А как хрущобу освобождать от жителей, когда они за нее держатся, словно защитники дома Павлова?! До последнего патрона! Все желают только в Северном округе оставаться!
Синалееву удается оставлять в округе до 90 процентов переселенцев. (Подчеркнуто мной. – Авт.) Но с остальными – беда! При таких объемах отселения разве десять процентов – это ерунда?
Поди, докажи, что в Южном Бутове и Марьине тоже люди живут. А для этого проведи собрание, доведи информацию. Один раз подогнали автобус, организовали экскурсию по местам будущего пребывания – и народ поехал! Так целый десятиподъездный дом отселили, но их еще вон сколько!
Раньше «всего» по пять домов в год сдавали, а нынче график другой. В 2000 году – 38, в 2001 – 42 дома! Прикинем по головам: значит, в двухтысячном отселили 2 800 семей, в первом – 3 500, во втором – 2 900. Ни одна столица мира не ведала подобного переселения народов.
Приплатите $20 000!
Когда надо везти материал в «Квартирный ряд», у меня портится настроение – ехать-то мне через Хорошевку, а там третье кольцо прокладывают и никак не проложат.
Из-за чего? Стоит на пути у строителей даже не хрущоба, а трехэтажный домик еще пленные немцы возводили! Осталась в нем одна-единственная семья из двух человек и ни в какую не желает съезжать! Показывают на здание, что напротив: «только в нем желаем проживать». А к управлению оно никакого отношения не имеет. Вот и судятся два месяца. И с какой иезуитской изощренностью – то на заседание не придут, то вместо себя больничный пришлют, то из Москвы уедут – подписки-то о невыезде с них не возьмешь! Теперь, когда будете по полчаса стоять в пробке, вспомните хороших людей. Хорошевское шоссе, 8, корпус 1.
В 1999 году одна семейка тоже уперлась. Предложили на выбор 17 вариантов – ни в какую! Подали в суд, а там, не церемонясь, присудили вымогателям – в моем сновидении другого слова не подберешь, – самое неприемлемое, с их точки зрения, жилье.
Судебные приставы помогли переселиться. С ними особо не поспоришь, но вот обмануть порой случается.
Попросил этот новосел в пустой соседней квартире вещички до вечера положить. Ему разрешили. Теперь до сих пор с ним судятся, захваченную квартиру отсуживают. Три года!!!
Рекорд по продолжительности обороны своей хрущобы поставила семья, задержавшая снос на пять месяцев. А сколько таких борцов за квадратные метры в Северном округе!
Еще одна головная боль – улица Викторенко, 4. Половина дома сопротивляется отселению. И не куда- нибудь, а в новостройку, почти в двух шагах от нынешнего жилья!
Улица Викторенко примыкает к чудесному Чапаевскому парку, но ведь он уже обречен. Дон-строй впендюрил посреди него один из своих небоскребов для богатеньких.
Значит, газоны вытопчут, машины, – а у таких квартирантов, не сомневаюсь, не одна в семье – припаркуются не на проезжей части: по Чапаевскому переулку и другим подъездным путям и сейчас пробиться не просто, а воздух от выхлопных газов станет соответствующим.
В нем ни одно деревцо не выживет. А сколько прибавится собачек на один квадратный сантиметр этого парка! Я уже не говорю о двуногих.
Жителям дома на Викторенко предлагается переселиться в район, прилегающий к самой настоящей Березовой роще близ Полежаевской. Ее удалось сберечь от агрессии домостроителей в первозданном виде. Но не едут, хоть убей! А сроки-графики поджимают, инвесторы, собравшиеся на месте хрущобы другой дом строить, простаивают, руководство громы-молнии мечет.
На улице Усиевича удалось отселить два с половиной дома. Другая половина из последней пятиэтажки наотрез отказывается выезжать: подавайте жилье здесь же, на Аэропорте. А где, спрашивается, его взять? Выход один – работать с каждым индивидуально.
Есть и другая закавыка. Некоторые успели в своих хрущобах отгрохать евроремонты. Посмотрели документы – все честь честью: 20 000 долларов компенсируйте! Приходится разруливать и такие ситуации.
Дома второй свежести
Всего в САО – 300 000 квартир. А в этом царстве-государстве 18,5 тысячи семей очередников, точнее, 63 000 человек.
Естественно, все хотят получить по максимуму. Не успеют еще дом на снос определить, как моментально на него, как мухи на мед, слетается мыслимая и немыслимая родня, прописываются бабушки, дедушки, свекры-девери, невестки-золовки, заключаются фиктивные браки, старики и старухи, отметившие золотую свадьбу, сверкая пятками бегут в ЗАГС на развод подавать. А тут городу еще подсобил Верховный суд Российской Федерации. Да как – отменил обязательное 10-летнее проживание в Москве для получения бесплатного жилья! Насколько от этого станет хуже столице, как не в лучшую сторону это отразится на бюджете, высокий суд, видимо, не интересует.
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев объехал все округа и провел в них совещания, дабы выяснить, как обстоят дела с пятиэтажками. Цель – к 2004 году завершить контракты с инвесторами и начать строительство домов только за счет городского бюджета.
Сегодня существует двухэтапная приемка домов. После первого этапа – дом сдается государственной комиссии, попадает во все сводки, планы-графики, в документацию как действующий объект. А заселять его можно только после второго этапа, когда неполадки и замечания устранены. От этого жесткий двухмесячный срок переселения постоянно находится под угрозой.
Восемьдесят процентов жилья вводится в третьем квартале. Госкомиссия подмахнет акт, примет первый этап, а люди на чемоданах еще чуть ли не три месяца живут, новоселья на следующий год откладывают. Да и у управленцев голова ходуном ходит. Ведь выдавать ключи и ордера можно только после второго этапа приемки.
А на деле дом можно сдавать только один раз и когда он полностью готов для проживания. Сейчас же порой дома «второй приемки», как рыба «второй свежести» в булгаковском романе. Но ведь объяснили уже, что ее, второй свежести, не бывает. И лучше, видимо, если это будет свой дом, построенный самим городом, а не инвестором.
Нынче он, инвестор, и отселенцев из хрущоб, и состоятельных граждан, которые приобрели квартиры за свои денежки, причем, немалые, заселяет в один и тот же дом. Разные материальные возможности, а отсюда и разные требования к эксплуатации здания нередко порождают антагонизм среди жильцов.
Синалеев считает, что надо остановиться и подумать, создать задел с жилой площадью, притормозить двухэтапную систему, может даже на полгодика снизить темп, а потом плавно перевести работу в нормальное одноэтапное русло. И избавиться от авралов!
Бывшие деревни
В этом году Управление муниципального жилья САО отселяет 28 строений. Наследники Никиты Сергеевича Хрущева «эвакуируются» из Бескудникова (там больше всего отселенцев), Ховрина, Западного Дегунина, Коптева. Представляете диапазон работы!
Хорошо, что отношение к Марьинскому парку стало меняться. Сейчас там – три станции метро, отличная инфраструктура. Теперь все ждут не дождутся, когда в Южном Бутове запустят скоростной трамвай. Это снимет остроту транспортной проблемы для многих переселенцев. Опять же с двухкомнатными квартирами (самый большой дефицит в Москве!) там полегче.
Но случается, некоторые жильцы сами туда просятся – поближе к даче или к детям. Давно миновали те времена, когда и в Митино отказывались переезжать, а сейчас это один из самых лучших районов в Москве! Да что Митино! В 1953 году моя мама не хотела ехать с проспекта Мира на Сокол.
– В деревню привез, – пеняла она отцу.
В самом деле, вокруг нашего сталинского дома стояли самые настоящие избы. В них топились печки, за заборами вскапывались огороды, кудахтали куры. А еще буйствовала потрясающая сирень. Перечитайте «Долгое прощание» Юрия Трифонова. Верю, со временем будет свой певец и у Южного Бутова.

Иван Иванов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация