Есть такая профессия – конфликты улаживать
Представьте себе, что перед вашими окнами на месте рощицы, спортивной площадки или автостоянки вдруг вырастает стена многоэтажного дома-новостройки. Предшествуют этому «счастью» несколько лет строительного шума, грязи, пыли. И однажды, выглянув в окно, вы вынуждены наблюдать за жизненными коллизиями людей из дома напротив.Если поставить себя на место жителей, за долгие годы привыкших к облику своего микрорайона, то их негодование понять нетрудно.
Проблема точечной застройки в жилых массивах – одна из самых больных для столицы. Особенно актуальна она для центра. Например, в Дорогомилове люди десятилетиями жили в своих престижных и не очень домах, недалеко от Киевского рынка. И вдруг были поставлены перед фактом: на Резервном проезде буквально в нескольких метрах от жилых домов будут построены два многоэтажных корпуса бизнес-класса. Подготовка к строительству развернулась со всеми вытекающими последствиями: шумом, пылью, невозможностью подъехать к дому на машине и т.д.
Но выход из ситуации найти можно. Оказывается, вполне реально соблюсти интересы как жителей, так и строительной компании. Помогают в этом социологи.
О том, как удается примирить недовольные стороны, рассказывает эксперт-эколог Центра конфликтологии Института социологии РАН, кандидат технических наук Юрий Коротких.
О пользе точечной застройки
Сегодня в Москве насчитывается около 500 объектов точечной застройки. Приблизительно на пятидесяти из них страсти между жителями, властями и инвесторами (застройщиками) накалены до предела.
Но без строительства коммерческих домов в центре и престижных районах городу не обойтись – хочется этого или нет жителям микрорайонов, в которых разворачивается точечное строительство. Существует несколько причин, по которым землю в престижных и, казалось бы, благоустроенных районах городские власти отдают под строительство тем или иным компаниям.
Во-первых, городу нужно строить жилье для очередников. Такого жилья необходимо гораздо больше, чем позволяет возводить столичный бюджет. Поэтому московское правительство приняло решение брать деньги с организаций, желающих строить в престижных местах.
Во-вторых, старые двух- и трехэтажные здания в центре надо сносить. Отжили свой век и многие высотки. Самостоятельно решить эту проблему городским властям сложно и дорого. Но достаточно отвести территорию инвестору, как проблема решается автоматически.
В-третьих, не секрет, что многие подземные трубопроводы нуждаются в замене, так как исчерпали свой ресурс. Замена коммуникаций требует немалых затрат, и это тоже город возлагает на инвестора. Ему деваться некуда, ведь новые здания требуют больше воды и тепла, следовательно, нужно прокладывать трубы с большим диаметром.
В-четвертых, благодаря возложенным на инвестора обязанностям существенно ускоряется общее благоустройство прилегающих к домам территорий.
Когда обращаются к социологам
Казалось бы, доводов в пользу точечного строительства достаточно. Но стройка затевается, и жители микрорайона начинают испытывать неудобства. Напряженность растет. Недовольные жители пишут письма в разные инстанции, стоят в пикетах, вызывают санитарно-эпидемиологическую службу, начинают судиться с инвесторами. То есть всячески осложняют жизнь строителям.
Подобная ситуация сложилась около десяти лет назад. А чуть позже при Институте социологии академии наук РФ был создан центр, изучающий социальные конфликты в большом городе. Задача социологов – не только выяснить мнение жителей, но и найти реальные компромиссные решения проблемы.
Впервые с помощью социологов конфликт между строителями, городскими, местными властями и жителями был урегулирован в 1998 году при строительстве развязки на выезде с Кутузовского проспекта на третье транспортное кольцо. Сейчас за плечами социологов большая работа по нахождению компромиссов между строителями и жителями в Западном и Юго-Западном округах столицы.
Конфликт на резервном
Работу социологов иллюстрирует пример взаимодействия с жителями, строителями и властями при возведении двух многоэтажных жилых домов на Резервном проезде, 2/18 и 10.
Основные претензии жителей касались экологии. Люди негодовали, что из-за развернутой стройки пришлось спилить деревья. Во дворах стало тесно, некуда поставить машину, так как из-за строительства снесена автомобильная парковка. Теперь и «Скорой помощи», и пожарной машине стало сложно подъехать к ближайшим к стройке домам. Кроме того, люди категорически не хотели, чтобы в нескольких метрах от их окон выросла стена. Ведь ухудшается не только визуальная экология, но и инсоляция, то есть количество в квартирах солнечного света.
Муниципальное собрание района решило обратиться к социологам. Но у депутатов денег на оплату их труда не было. Тогда они предложили инвесторам – компании «Флэт и Ко»: «Давайте попытаемся уладить конфликты с жителями. Ведь их недовольство невыгодно в первую очередь вам».
Социологам для работы с жителями инвесторы выделили вагончик – бытовку. И с августа этого года началась работа. Сначала сотрудники Центра конфликтологии обратились к жителям с призывом: «Приходите! Высказывайте пожелания. Задавайте вопросы». Потом все вопросы обрабатывались, ответы на наиболее волнующие публиковались на листовках, которые вывешивались в микрорайоне на каждом подъезде.
Здесь же устраивались встречи жителей с депутатами, представителями компании-инвестора. И постоянно шел поиск компромиссных решений.
Компромиссы
Прийти к решениям, которые устраивали бы все стороны, было делом непростым. Но важно, что у инвестора было желание уладить конфликт.
Одно из основных решений, к которому пришли стороны: во всех квартирах, окна которых выходят на стройку, компания-застройщик установит стеклопакеты. Позиции жителями «отвоевывались» постепенно. Сначала строители согласилась установить лишь однокамерные стеклопакеты, но социологи вместе с жителями убедили их поставить двухкамерные. Сейчас идут переговоры об аккуратной заделке швов в каждой квартире.
С помощью социологов инвесторы пришли к решению, что во дворах близлежащих домов будут оборудованы стоянки для автомобилей приблизительно на 20–25 мест. По закону эти работы относятся к благоустройству территории. Обычно компании ими занимаются после окончания строительства. Инвестор сначала говорил: «Вот построим дом, тогда…» Но дворы действительно забиты машинами. Поэтому решили, что стоянки надо оборудовать сейчас.
Любая стройка – это грязь и мусор. Поэтому в одном из прилегающих к строительству дворов оборудована современная площадка для мусорных контейнеров. Уже забетонирован и заасфальтирован отрезок дороги, ведущей к строительству. Отремонтирована ливневая канализация.
Кроме того, инвестор строительства обновил подземные коммуникации.
После уступок напряженность снизилась, уменьшилось количество жалоб.
Всегда ли можно найти решение?
Что будет, если к компромиссным решениям прийти не удастся? Закон говорит, что в этом случае окончательное решение принимает правительство Москвы. Оно может заставить инвестора провести определенные работы, учитывая интересы жителей близлежащих домов. Поэтому решать возникающие проблемы по мере их возникновения, не ожидая, когда страсти накалятся до предела, инвесторам выгодно чисто с финансовой точки зрения.
Правда, иногда возникают весьма сложные ситуации. Например, как можно компенсировать неудобство женщине, имеющей дочь со зрением «минус 9», когда стена нового дома вырастает как раз напротив ее окна?
Или что делать в случае, если после строительства время попадания солнечного света в квартиру будет ниже санитарной нормы?
В таких случаях компания-инвестор ведет с жителями отдельные переговоры и с помощью специалистов из Центра конфликтологии пытается найти выход.
В каждом случае подход индивидуален. Например, жители первого этажа, окна квартир которых выходят на стройку на Резервном проезде, уже сейчас живут в тяжелейших условиях. Во-первых, в этом доме низкий первый этаж. Колеса механизмов проезжают прямо перед окнами. Во-вторых, шум за окнами такой, что в квартире жителям приходится постоянно кричать, чтобы быть услышанными своими домашними. Дошло до того, что рядовым строителям было жалко этих людей, и они предложили: «Мы вам тут бетоном все заляпаем. Давайте целлофановой пленкой занавесим окна». Окна закрыли от строительной грязи, а в квартирах стало еще темнее. Представьте себе жизнь за занавешенными пленкой окнами под аккомпанемент грохочущих машин!..
Но и в этом случае надо искать выход и приходить к компромиссам. Например, не только ставить пластиковые окна, но и устанавливать кондиционеры в квартирах.
К решению, учитывающему интересы каждого жителя, прийти непросто. Но возможно, если мыслить нестандартно.