Обман в Нахабине
О том, что покупать квартиры на уровне котлована – большой риск, знают многие частные инвесторы. Но все равно несут деньги компаниям, потому что выгодно. Квартира, существующая только на бумаге, людям обходится намного дешевле, чем уже построенная. А уж если в проекте участвует администрация, то люди смело отдают деньги даже малоизвестной фирме. Они считают, что власти абы с кем работать не будут. Но, увы, лопаются и те, кого выбрали власти. И наглядный пример тому – заморозка строительства дома в поселке Нахабино Красногорского района Московской области.
«Отдайте нам квартиры!»
Так скандировали обманутые дольщики перед зданием администрации Красногорского района. Многие были с плакатами. Поодаль стояли несколько милиционеров. Они явно скучали, потому что митингующие были хотя и эмоциональны, но не агрессивны, и для представителей администрации, которые вышли на крыльцо здания, реальной опасности не представляли. Начавшийся дождь загнал митингующих под козырек здания, и здесь они заговорили с властями, как говорится, глаза в глаза. Диалог в общем-то сводился к одному. Обманутые соинвесторы обвиняли администрацию в том, что дом до сих пор не достроен и они не могут получить оплаченные квартиры, а представители администрации пытались объяснить сложившуюся ситуацию.
Так препирательства продолжались примерно полчаса. Наконец слово взял представитель заказчика Валерий Минюк. Он сказал, что «мы с вами вместе «попали» на недобросовестного инвестора, и нужно искать выход». Одна из женщин ему возмущенно бросила: дескать, раз вы нашли такого недобросовестного инвестора, то отдайте свои квартиры в счет погашения долгов. Все как-то притихли. Видимо, именно в этом митингующие почувствовали выход из сложившейся ситуации. Но ответ представителя заказчика был отрицательным: мы – федеральная структура и не можем по своему усмотрению распоряжаться квартирами. Что скажет на это государство?
После этих слов толпа вновь забурлила. Послышались крики: а куда смотрит государство, когда мошенники наглым образом обворовывают его граждан?..
История строительства этого дома корнями уходит аж в советские времена. Земельный участок под строительство 9-этажного дома был выделен Красногорским горисполкомом оборонному предприятию (почтовый ящик В-8327) еще в 1983 году. В 1988-м Градостроительным советом ГлавАПУ Мособлисполкома был утвержден рабочий проект строительства 216-квартирного жилого дома по ул. Красноармейской в поселке Нахабино; в соответствии с генеральным планом дому был присвоен № 28. В 1990 году строительство началось, а уже в 1994 строительные работы были полностью прекращены из-за отсутствия финансирования. Объект был заморожен на неопределенное время.
Как «попали» дольщики
Наступил 2000 год. Дом разрушался. Нужно было что-то предпринимать. И тогда ФГУП «УССТ № 1» при Спецстрое России, ЗАО «Инвестиционная строительная производственная компания «Стройсервис» и администрация Красногорского района заключили трехсторонний договор № 272 о долевом участии в строительстве жилого дома. В соответствии с условиями договора № 272 от 17 мая 2000 года стороны вправе уступать свои права до договору одной из сторон, или привлекать, в пределах своей доли, целевые инвестиции третьих лиц полностью или частично, при условии принятия последними условий и обязательств по договору.
И ЗАО ИСПК «Стройсервис» стало заниматься привлечением соинвесторов из числа граждан, желающих купить квартиру в Нахабине. А так как это в 20 минутах езды от столицы, то желающих нашлось немало. В 2001 году эта компания заключает договоры о долевом участии в строительстве вышеупомянутого дома с частными лицами (дольщиками). По условиям договора дольщик принимает участие в финансировании строительства дома, а генподрядчик-инвестор по окончании строительства из своей доли собственности по этому дому передает дольщику в собственность квартиру не позднее I–II квартала 2002 года.
Почему же так спокойно люди несли свои кровные? Да потому, что об обмане со стороны компаний, состоящих в этом треугольнике, и помыслить никто не смел. ЗАО «Инвестиционная строительная производственная компания «Стройсервис» учреждена Ассоциацией ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск РФ. Ее офис располагался на закрытой территории академии управления МВД России. Заказчиком строительства дома было опять-таки федеральное государственное унитарное предприятие – Управление специального строительства по территории № 1. Плюс администрация района.
И строительство до 2002 года шло действительно активно. Потом денежный ручеек иссяк, строители перестали появляться на этом объекте. Когда руководство ФГУП «УССТ № 1» стало интересоваться, почему не поступают деньги на строительство, то выяснилось, что часть средств, полученных от дольщиков (они все полностью выплатили за свои квартиры) шла мимо кассы. Проворовавшегося главбуха вместе с рядом других лиц, кто помогал уводить деньги «налево», гендиректор «Стройсервиса» Евгения Тетенева с фирмы выгнала. Дело было передано в суд. Но, правда, это обстоятельство впоследствии не помешало, как пишут обманутые дольщики в обращении к администрации, «всем проворовавшимся работникам вновь открыть фирмы в том же Красногорском районе». О том, каким путем были получены лицензии, история умалчивает. Есть различные слухи, но слова к делу не пришьешь. Ясно, что без блата и денег не обошлось.
Итак, денег нет. Дом без крыши разрушается. И тогда ФГУП «УССТ № 1» подает иск в арбитражный суд Москвы о расторжении договора № 272. Определением Арбитражного суда от 28.10.2003 г. утверждено Мировое соглашение между ФГУП «УССТ № 1» и «ИСПК «Стройсервис», по которому последний принял на себя обязательство завершить строительство до 21.04.2004 года. Вышеупомянутый представитель заказчика Валерий Минюк говорит, что Е. Тетенева клятвенно заверяла, что все будет сделано, но… На что им было строить? Денег-то уже не было. Счета пустые. Заморожены и другие объекты, которые финансировала фирма.
Развод не получился
Так как ЗАО «ИСПК «Стройсервис» своих обязательств не выполнил, то 30 марта 2004 года заказчик ФГУП УССТ № 1 на собрании инициативной группы дольщиков высказал свое намерение прекратить действие договора с этой организацией с передачей всего незавершенного строительства заказчику. В результате такой комбинации, как посчитали соинвесторы, все они лишались своих прав на приобретенное жилье. И чтобы не допустить повторной продажи уже купленных квартир, дольщики подали иски в Красногорский городской суд Московской области.
Из обращения дольщиков
«Суд протекает вяло: «ИСПК «Стройсервис» на заседания не является (за исключением одного раза). Заказчик полон решимости фактически ограбить нас. На последнем заседании у судьи Беловой от 18 сентября заказчик подал суду заявление о снятии судебного запрета на осуществление сделок со спорными квартирами. Судья пока не вынесла никакого решения до следующего заседания.
Представитель администрации Красногорского района, являющийся третьей стороной в вышеупомянутом договоре № 272, на вопрос судьи, собирается ли администрация как-то защищать интересы пострадавших на ее территории людей, ответил: «Мы собираемся защищать только самих себя».
На встрече с одним из дольщиков Бударной Г.В., проработавшей вместе с мужем на Красногорском заводе более 40 лет, замруководителя администрации Красногорского района
г-н Кругликов сказал, что администрация финансово не участвовала в этом проекте, а только дала землю. Но администрация района дала возможность таким господам, как Радченко Л.Ю., Котов В.В. и Гарин В.В. творить беззаконие и перекачивать деньги с нашей стройки в свои вновь созданные фирмы при попустительстве господина Кругликова.
В ходе судебного слушания нашего дела у судьи Беловой также выяснилось, что деньги, полученные от дольщиков бывшим финансовым директором «ИСПК «Стройсервис» Радченко Л.Ю., не проходили через кассовые книги компании. Теперь «ИСПК «Стройсервис» в лице генерального директора Тетеневой Е.В. заявляет, что они не имеют перед нами никаких обязательств, так как квитанции к приходному кассовому ордену у большинства дольщиков подписаны Радченко Л.Ю., а она в компании больше не работает, и «бедная» генеральный директор Тетенева не знала, что деньги проходят мимо кассы».
На учете не стояли
В столице уже давно, чтобы не было двойных продаж, действует учетная регистрация всех квартир в том или ином доме, который строится на территории столицы. Подобное постановление об учетной регистрации контрактов (договоров) на строительство объектов недвижимости было принято 28 августа 2001 года и на территории Московской области. «Но наши договора не были поставлены на учет в соответствии с требованиями этого постановления, – говорит член некоммерческого товарищества инвесторов (дольщиков) Наталья Евдокимова. – Мне и еще нескольким пострадавшим удалось лично пробиться к чиновникам министерства строительного комплекса Московской области и внести в реестр свою квартиру, чтоб ее не смогли продать второй раз. Почему не выполняются требования закона? Я не знаю. Администрация молчит. В офис «Стройсервиса» за информацией не пробиться. Там пропускная система. Запустили нас один раз, чтоб мы подписали договора и сдали деньги, а больше хода туда нет. По телефону же мы не получили никакой правдивой информации. Одни заверения, а на деле…»
Доплаты не предусмотрены
«И сейчас, – пишут обманутые дольщики в своем обращении к администрации, – мы хотим получить квартиры, которые ожидаем уже больше трех с половиной лет. Мы просим, чтобы администрация Красногорского района помогла ФГУП «УССТ № 1» найти другого подрядчика, который достроил бы наш дом, например, под получение новой стройплощадки на льготных условиях. Мы согласны на любой другой вариант, учитывающий наши права и интересы. Но мы возражаем против того, чтобы ФГУП «УССТ № 1», достраивая дом за наш счет, лишил нас законных прав на купленные нами квартиры».
Как заверил митингующих представитель заказчика В. Минюк, квартиры, оплаченные дольщиками, проданы не будут. Он посоветовал им организовать ТСЖ, составить список всех, кто оплатил квартиры, и передать его в администрацию. А представитель администрации Надежда Булганина сказала, что они, со своей стороны, произведут расчеты и, если выдержит фундамент дома, то вполне возможно, что будет принято решение о надстройке еще двух этажей. А на деньги, вырученные от продажи там квартир, и будут завершены работы. Правда, как сказала она, возможно, что и дольщикам придется доплатить. Это их, естественно, опять всколыхнуло, вызвав волну гнева и возмущения. Они в один голос стали говорить, что доплаты договором не предусмотрены.
Инвестиции лучше застраховать
Автор этих строк показывал документы специалистам различных риэлторских компаний. А так как фирмы-участницы строительства дома на рынке не новички, имеют немалый стаж, то и отношение к ним со стороны риэлторов уважительное. Не зря же со «Стройсервисом» договоры на реализацию квартир в Химках заключили примерно в то же время два солидных агентства недвижимости! Правда, они сейчас тоже судятся с руководством этой компании, но кто мог знать, что ситуация в фирме изменится (основатель компании погибает при странных обстоятельствах, и руководителем становится его 22-летняя дочь), после чего наступит развал и хаос.
Поэтому совет тем, кто собирается инвестировать в строительство на начальной стадии, только один: не рискуйте. Обратитесь за советом к специалистам. А лучше всего вложенные средства застраховать. Правда, на рынке недвижимости пока мало страховых компаний, которые страхуют инвестиции, да и стоимость страховки недешевая, но лучше пусть пропадут 2%, уплаченные страховщикам, чем вся внесенная за квартиру сумма. Кроме того, работники страховых компаний, прежде чем заключить договор, очень тщательно проверяют инвестора. И если им что-то покажется странным, то они просто не будут заключать с вами договор. А это уже будет сигналом к тому, стоит или нет рисковать деньгами вам.