Судебные приставы разберутся с неплательщиками
Должники по коммунальным платежам существовали всегда. Особенно много их стало в последние годы. Более того, недавно мы с удивлением узнали, что в должники по квартплате попали и господа депутаты. Что ж, со всеми неплательщиками будут теперь разбираться судебные приставы.
В Южном округе столицы активно взялись за должников еще два года назад. По мнению начальника службы судебных приставов ЮАО Светланы ФЕДЮНИНОЙ, с тех пор «лед тронулся».
– Многие москвичи задолжали городу за жилищно-коммунальные услуги большие суммы, – рассказывает Светлана Николаевна, – это касается и Южного округа. По последним данным, дирекциями единого заказчика всех 16 районов округа было передано в суд свыше 20 тысяч исков. В службу судебных приставов поступило больше 17 тысяч исполнительных листов о взыскании долгов по коммунальным платежам, то есть столько решений вынесли федеральные и мировые судьи. Тем не менее, нынешний год стал переломным. Горожане отдают свои долги по коммунальным платежам, приносят справки из единых расчетно-информационных центров об их погашении или расплачиваются у нас.
– Бытует мнение, что если три года задолженность по коммуналке не оплачивать, то она прощается. Так ли это?
– Нормой гражданского процессуального кодекса предусмотрен срок исковой давности. Если по каким-то причинам долг не был взыскан в течение трех лет, то этого уже и нельзя сделать. Но не нужно надеяться на чудо. В Южном округе этот вопрос префектом Петром Бирюковым поставлен очень остро. Вплотную с неплательщиками работают юристы дирекций единого заказчика. В округе поставлена работа так, что если задолженность того или иного квартиросъемщика превышает три месяца, то уже готовится иск в суд.
– Какая категория граждан чаще всего становится должниками?
– Знаете, бывают разные случаи. Есть жители, которые действительно не в состоянии платить. А есть и те, кому элементарно лень дойти до сберкассы, нет желания стоять в очереди. Мне непонятна позиция этих горожан. Человек, когда идет в магазин за покупками, расплачивается за них сразу. А за услуги по содержанию подъезда, уборке и вывозу мусора, предоставляемые государством, – забывают рассчитаться. Причем сумма долга у некоторых москвичей не маленькая, порой она доходит до 30 тысяч рублей. Получается, что они не платят из года в год. Я считаю, что ситуация вопиющая, и люди должны более ответственно подходить к ней. В свою очередь наша служба будет делать все возможное, чтобы Южный округ имел как можно меньше долгов.
– Каким образом?
– Сегодня в округе проводится акция по работе с должниками. Мы направляем им уведомления об исполнении требований судебных приставов по уплате долгов по «коммуналке». В том случае, если не предоставляется информация о месте работы для удержания денег в счет долга, либо граждане не исполняют законных требований судебных приставов, то возможен и принудительный привод в нашу службу. Кроме того, судебные приставы вправе арестовать имущество должника или применить к нему меры административного характера. Вступивший в силу новый кодекс об административной ответственности наделяет нас такими полномочиями. Если должники не выполняют требований судебных приставов, то на них может быть наложен административный штраф.
– На одном из совещаний первый заместитель префекта ЮАО Геннадий Писклов пообещал, что неплательщикам будут напоминать о долгах по телефону. Поможет ли «телефонная атака»?
– Служба судебных приставов такой технической возможности не имеет. Но автодозвон в других странах используется и имеет мощное воздействие. Если бы наши телефонные станции помогли нам в этом, то, я полагаю, результат не заставил бы себя ждать.
– Наше жилищное законодательство позволяет выселять должников из квартир. Были ли у вас прецеденты?
– В Южном округе пока нет. Тем не менее, не так давно я встречалась с коллегами из разных субъектов Российской Федерации. В Татарстане, к примеру, начались выселения. Мне очень жаль, что люди доводят постоянными неплатежами до крайней ситуации. Они говорят, что нет работы и нет денег. А по запросу государственных органов оказывается, что и жилье у них есть, причем не одно, и автотранспорт, и счета в банках. К таким должникам следует подходить очень жестко. Если бы в округе выселили хотя бы одного злостного неплательщика, то было бы неповадно другим. Думаю, что в будущем начнут возводить жилье гостиничного типа для неплательщиков.
– Получается, что вы приверженец радикальных мер?
– Моя позиция – не допускать жестких мер. Судебные приставы стараются подойти к каждому неплательщику индивидуально. Вот только, когда у должника арестовывается имущество, он бежит в суд на нас жаловаться: «Почему забирают вещи, когда у меня нет денег для оплаты коммунальных услуг?» А в квартире и компьютер, и домашний кинотеатр, и дорогая бытовая техника. Все-таки мне кажется, что прежде, чем подавать жалобу, следует посмотреть на себя со стороны, почему так произошло и чья тут вина. Еще раз обращаюсь к москвичам – не стоит растить долги по оплате коммунальных услуг.