Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 18 ноября 2004 г. 11:10
Публикация в газете: №46 (513) от 18 ноября 2004 г.

Дом системной информации строят на северо-востоке Москвы

Дом системной информации строят на северо-востоке Москвы

Когда два года назад вышло постановление правительства Москвы о создании единых расчетных центров, в Северо-Восточном округе сразу же было принято решение о формировании окружного ЕИРЦ, выполняющего функции единого информационного ядра. О том, в какой мере единый информационно-расчетный центр СВАО теперь помогает администрации и жителям, рассказывает его директор Антон КОЛЮЧКИН.

– Антон Николаевич, насколько известно, рождение новой структуры в округе произошло не на пустом месте. Что удалось привнести в нее из вашего прежнего опыта? – Когда в префектуре решался вопрос о том, как выполнять постановление правительства Москвы о создании сети ЕИРЦ, я возглавлял подрядную организацию, которая уже оказывала подобные информационные услуги десяти из семнадцати районных ДЕЗов. Естественно, у нас был опыт создания базы данных, обработки сведений о поступающих коммунальных платежах, о реализуемых льготах. Одним из главных технологических подходов к организации руководства сетью районных ЕИРЦ было внедрение единого программного обеспечения для всей создаваемой цепочки. – Насколько это важно? – В разной операционной среде реализовать единый системный подход гораздо сложнее. К тому же вносить изменения в один пакет дешевле, чем ставить такую задачу перед десятком разработчиков. – С какими сложностями вам довелось столкнуться на первых порах создания сети ЕИРЦ? – При организации окружного ЕИРЦ мы исходили из того, что эта структура должна быть координирующей, управляющей, организующей для всех районных ЕИРЦ северо-востока. Но подготовленность к автоматизированной обработке платежей в районных дирекциях на тот момент была очень разная. Например, в Останкине, Отрадном еще были расчетные книжки. Всего за два месяца отремонтировали все помещения, отданные для размещения единых информационно-расчетных центров, установили необходимое компьютерное оборудование. Все ЕИРЦ подключили к миниатюрным многоканальным АТС, гарантирующим дозвон жителей. Наши сотрудники переходили на современные методы работы с информацией в сжатые сроки, и, естественно, это накладывало определенные трудности. – Да, помнится, очереди в окружной ЕИРЦ были колоссальные… – Сегодня жители уже привыкли к единым платежным документам, а два года назад у многих возникали вопросы по тарифам, по начислению субсидий. Люди хотели получить разъяснение непосредственно на приеме у специалиста. При организации системной работы выяснилось, что некоторые подрядчики ранее неправильно работали с определенными льготами. Мы исправили сложившуюся ситуацию, чем тоже вызвали шквал вопросов. Ведь у многих за долгое время уже укоренилось в сознании, что они имеют право платить меньшие суммы. – Как изменилась эта ситуация? Ошибки исключены сегодня? – Ошибки исключены только у тех, кто ничего не делает. Кроме этого, при кустарных методах работы их вероятность гораздо выше, а исправляются они дольше. Единое программное обеспечение позволяет нам вносить изменения в начисления в реальном режиме времени. Специалисты не тратят время на разъезды, как это было раньше. Большую роль в оперативности решения вопросов играют многоканальные линии связи. Теперь у нас нет очередей. Люди приходят в основном тогда, когда перерасчет субсидий по времени не совпал с выходом единого платежного документа. Сегодня наша работа с начислениями пребывает уже в другом качестве. Иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда есть разночтения некоторых нормативных документов у нас и поставщиков услуг. Стараемся эти противоречия снимать, потому что в конечном итоге от них страдают именно жители. – Можно сказать, что система платежей стала полностью прозрачной? – Одним из факторов, повлиявших на переход на ЕПД (единый платежный документ) была уверенность жителей, что ДЕЗ каким-то образом манипулирует собранными деньгами. Сейчас такая возможность полностью исключается. Деньги от потребителей услуг через транзитный счет Банка Москвы напрямую поступают на счета поставщиков ресурсов – «Мосводоканала», «Могортепла» и т.д. Условно говоря, если транзитный счет представить в виде стаканчиков, распределенных по видам услуг, то для ДЕЗа он будет точно такой же, как и для поставщиков ресурсов. И никто не может задержать, перенаправить платежи в обход этой схемы, в соответствии с которой каждый получает только свои денежки. – Ваш ЕИРЦ – держатель всей базы данных по округу, здесь осуществляются расчеты и начисления платежей. А чем тогда занимаются районные центры? – На них возложена основная работа с населением. Разъяснение на приеме человеку его прав, обоснование задолженностей – зачастую очень кропотливый процесс. Иногда сотрудникам приходится выслушивать необоснованные обвинения. Но мы полагаемся в своей работе только на доказательные сведения. Если у нас нет данных, а у жителя нет квитанции, значит, оплаты услуг и не было. – Как сегодня обстоят дела в округе с неплательщиками? – Неплательщики – это люди, паразитирующие на деньгах жителей, которые оплачивают коммунальные услуги постоянно. Раньше эти неплатежи огромными убытками ложились на ДЕЗы. Потому что дирекции платили за поставленные ресурсы – воду, тепло, газ, электричество – по полной программе. Поставщики убытки не покрывали, возникали конфликты. Теперь, после «расщепления» платежей, проблем у ДЕЗов стало меньше. Но в целом ситуация в округе не изменилась. Нерадивых граждан очень много. Не платят, потому что не могут или не хотят, потому что понимают – им ничего за это не будет. Мы сталкивались с парадоксальной ситуацией. Люди, узнав, что их дом идет под снос, переставали платить за жилье. – Как вы боретесь с этим? – Недобросовестных переселенцев мы взяли на контроль. С другими неплательщиками пока есть один способ борьбы – после нескольких предупреждений подаем дела в суд. На этом этапе некоторые граждане начинают понимать, что время увещеваний закончилось, и гасят задолженности. Практически все иски в суде мы выигрывали. – Какие услуги, не касающиеся оплаты за жилье, могут получить жители в окружном ЕИРЦ? – Немаловажный момент – здесь же находится паспортный стол. В летний период у нас на базе ЕИРЦ проходил эксперимент по сбору документов и оформлению временной регистрации граждан. Всего через три дня люди могли получить разрешение или отказ на временную регистрацию, им не надо было ходить по кабинетам. Это очень удобно, когда разные услуги жители могут получить в одном месте. ЕИРЦ в этом смысле можно сравнить с информационным домом быта. И еще – когда мы оформляем разрешение на временную регистрацию, то сразу же делаем расчет за проживание. Ущерба коммунальному хозяйству не наносится. – А наличие второй жилплощади у горожан отслеживается? – Второе жилье скрыть трудно. И глупо, если граждане будут это делать. Все равно такая информация выльется наружу. Мы работаем в тесном контакте с Москомрегистрацией и при необходимости в любой момент можем получить данные о приобретении второй квартиры. Так же ведем учет излишков жилой площади. Платежи начисляются по тарифам в соответствии с существующими нормативными документами. – Сейчас в Москве все активнее устанавливаются счетчики. Предполагается, что по каналам оптико-волоконной связи данные о фактическом расходе ресурсов в домах будут поступать в ЕИРЦ. На каком этапе в СВАО находится решение этой задачи? – Об электронной передаче данных говорить пока рано. Но, как сказал первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Аксенов, эта проблема не должна быть тормозом в переходе на оплату за фактически потребленное тепло и воду. Главное, чтобы сам механизм расчетов работал, а дооснащение инженерных сетей можно проводить постепенно. Сегодня мы готовы вести расчеты и по данным диспетчера. Другое дело – не все квартиры имеют счетчики, могут возникнуть более сложные проблемы. Допустим, одну часть потребленных ресурсов жители оплатили по показаниям приборов. А другую, оставшуюся по дому, мы уже будем поровну делить на всех жильцов, не имеющих счетчиков. Но в какой-то квартире живет одинокая бабуля со скромными запросами, а где-то – состоятельная семья, имеющая джакузи. У нас появляется новая задача – предупредить конфликтные ситуации уже на уровне соседей. – Выходит, идея информационного ядра будет получать все новое и новое наполнение? – Важно создать систему. А потом можно будет аккумулировать, анализировать, перерабатывать информацию и обмениваться ею в том виде, который понадобится ее потребителю. Например, начав регистрацию государственных контрактов, мы становимся держателями информации по расходованию бюджетных средств. Сейчас идет разговор о регистрации на базе ЕИРЦ инвестиционных контрактов. То есть, уже сегодня на основании полученной от окружного ЕИРЦ системной информации префект СВАО может принимать управленческие решения, эффективно способствующие развитию округа.

Беседовала Галина Герасимова

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.