23:30:44
11 апреля 2021 г.

Жители и коммерсанты поймут друг друга

ЖКХ«Жителям дали кнут. Прекрасно! Они могут теперь понукать старую клячу – ЖКХ, – сказал недавно Виталий АКИМКИН, руководитель управления Департамента жилищной политики, комментируя постановление, расширяющее права жителей в жилищной сфере («О домовых комитетах» № 651, см. № 42 от 21 октября нашей газеты). – Теперь бы только ее не забить…» Речь шла об участии жителей в управлении своим домом, привлечении организаций, работающих в ЖКХ, когда заказчиками выступают сами жилищные объединения. Мы попросили Виталия Васильевича подробнее остановиться на этой теме.
Три в одном
Кто заказывает жилищно-коммунальные услуги, – префектура, управа, ДЕЗ? Ничего подобного. Заказывает тот, кто платит. Платим мы – жители. Стало быть, мы основные и единственные заказчики. Все остальные – посредники. Торги же происходят на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Макромодель этого рын ка содержит три субъекта. Первый – это потребители, сами граждане, которые живут в домах. Второй – собственно производители услуг, ДЕЗы, ремонтно-эксплуатационные конторы, которые сейчас – главное звено производственной структуры, обеспечивающей жизнедеятельность домов. И третий субъект – государство, органы власти, которые в условиях рынка регулируют отношения первых двух. А жильцы – это уже не безликая масса, с которой не было принято считаться, а люди, в которых растет гражданское самосознание, которые знают счет деньгам – ведь на их налоги и квартплаты содержится дом.
Многие из них объединены в самоуправляемые структуры: товарищества, территориальные общины, домовые комитеты. Самое важное – определить роль и место жителей в системе рыночных отношений, наделить их правами, полномочиями. Законодательно-то они есть, проблема в том, чтобы реализовать их на практике.
Коллективный интерес
Одна из основных задач, которая стоит перед реформой – привести на рынок ЖКХ малый бизнес, предпринимательские структуры, которые определяли бы «погоду в доме», взяли его на полное обеспечение, и были кровно заинтересованы в том, чтобы жители были довольны. Кто их пригласит? Конечно, жители.
Однако на практике так не получается. Отдельные исключения только подчеркивают правило.
Жители одного дома годами жаловались на отвратительное изображение на телеэкранах. В ДЕЗе им отвечали: не выдумывайте, в соседнем здании все хорошо, у них нет претензий. Просто привередничаете! Тогда жильцы собрали деньги, нашли небольшую фирму, которая сделала им новую трассировку, заменила антенные узлы. И теперь проблемы с «картинкой» у них кончились.
Еще пример: установка систем видеонаблюдения и домофонов. Люди не ждут, когда РЭУ придет им на помощь. Они сами – в лице, скажем, домового комитета – собирают деньги, нанимают организацию, и та быстро и недорого оснащает дом техникой. Известны случаи ремонта в домах по инициативе жильцов, и даже уборки. Ничего так и не добившись от своей дирекции, жильцы на свои средства нанимают частную фирму, которая делает то, чем, по сути, должна заниматься муниципальная организация.
Жилищное самоуправление – это выход из индивидуального мирка к общественным, коллективным интересам. И в связке с малым бизнесом инициативные жители смогут решить такие задачи и проблемы, за которые город не берется, а взявшись, не справляется. Работа чиновника строго ограничена должностными обязанностями и направлена прежде всего на выполнение соответствующих параграфов. Решится ли при этом сама проблема, нет – это его не волнует. Главное – отчет. Потому цель реформы ЖКХ заключается в сокращении участия государственных структур в обслуживании домов.
Малый бизнес наиболее эффективен там, где ему не надо идти на поклон в муниципальные инстанции, где он может работать напрямую с жителями. Это может быть и охранная фирма, которая организует в доме круглосуточное дежурство, либо организация, занимающаяся парковками во дворе, ремонтами подъездов… Примеров, как и домовых забот, не счесть.
Для москвичей, но без них
Можно выделить две формы участия граждан в жизни домов. Первая – непосредственное управление этими домами путем создания ТСЖ, когда оно (или ЖСК) переходит на полное самообслуживание. Товарищество или ЖСК передают часть или даже все свои полномочия другой организации. Имеется в виду содержание и ремонт дома, благоустройство территории, вывоз мусора, санитарная уборка мест общего пользования, различные ремонтные работы и т.д. Тут и открываются широкие горизонты взаимодействия жилищного самоуправления и малого бизнеса, причем без участия государственных структур.
Второй вариант – управление жилыми домами и территорией путем создания домкомов или территориальных общин. У них свои полномочия, отличные от возможностей собственников, но тоже довольно широкие: формирование социального заказа на услуги, контроль за их качеством, информирование жителей, представление их интересов в органах местной власти и защита этих интересов.
В общем, создание объединений жителей – сейчас одна из важнейших социальных задач города. Без этого многие городские проблемы так и останутся нерешенными. Например, размещение гаражей-ракушек. Часто этим занимается только гаражная комиссия района, совсем не привлекая жителей. А в результате возникают конфликты.
Программа «Мой двор – мой подъезд». Здесь вообще не обойтись без граждан. Кто, как не они, знают, какой им нужен двор, что нужно сделать в подъезде? Но их об этом не спрашивают. За них все решают чиновники.
Многие программы в городе так и не были реализованы, потому что жители не стали их участниками. В наш департамент и сейчас поступают на согласование проекты важных документов, в которых вроде бы есть необходимость, но какая там отводится роль жителям? Пассивная – их надо только проинформировать о появлении нового документа.
Возьмем тот же проект постановления правительства Москвы по развитию малого предпринимательства в ЖКХ. В первом варианте там был целый раздел по развитию жилищного самоуправления и его взаимодействию с бизнесом. Но кто-то волевым решением этот раздел убрал: при чем тут жители? Разве не справится сама администрация? Ведь у нее все рычаги: власть, деньги. Пока такое заблуждение будет оставаться, никаких успехов в деле реформирования многострадального ЖКХ мы не добьемся.
Или еще – развитие социально ориентированной торговли. Были лишь единичные случаи, когда по вопросам размещения этих объектов в городе советовались с жилищными объединениями. В результате магазины располагают так, как решит чиновник, а потом люди вынуждены покупать хлеб за две-три остановки от дома.
Еще пример. Раздельный сбор мусора. В чем проблема? Вот двор, а в нем стоят одинакового цвета и формы контейнеры. Приходит мусоровоз, смешивает все отходы и свозит их в одно место. Так продолжается до сих пор. А нас убеждают – эксперимент идет! Еще немного – и он станет достоянием всего города. Не станет. До тех пор, пока жителей не сделают его прямыми участниками, пока те не проявят к нему интерес (а это можно сделать, хотя бы поощрив людей – изъяв из их счетов плату за вывоз мусора) – ничего не добьемся. Закажем сервис?
Возвращаясь к участию малого бизнеса в системе ЖКХ, зададимся вопросом: заказчиками каких услуг могли бы быть жители? Прежде всего тех услуг, которыми мы непосредственно пользуемся: холодное и горячее водоснабжение, освещение, благоустройство, телефон и т.д. Но, кроме того, есть другие – для домовладения в целом, ориентированные на все строение: внутридомовое водоснабжение, отопление, вентиляция, ремонт общего имущества. Здесь жители могут выступать социальными заказчиками через управляющую организацию.
Долгосрочная выгода будет и у предпринимателей. Завоевав авторитет в доме, они могут стать постоянными исполнителями различных индивидуальных заказов – ремонта квартир, сантехники, прокладки и ремонта различных коммуникаций: телефона, антенны и т.п.
Итак, привлечение людей к управлению домом, и как следствие этого – выполнение ими своих функций как заказчика – первостепенная задача всей социальной сферы Москвы, в том числе нашего департамента. Но хотелось бы предостеречь от резкой смены парадигмы – было государственное обслуживание, а теперь сразу отдадим все жильцам. Процесс передачи жилищным объединениям хозяйственных полномочий – длительный и сложный. Поспешим, применим директивные, административные методы – загубим то хорошее, что сейчас есть.
Но задачу поставить надо. И двигаться к ней хотя и постепенно, но последовательно и неукоснительно.

Записал Игнат Гармаш

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация