Жители и коммерсанты поймут друг друга
«Жителям дали кнут. Прекрасно! Они могут теперь понукать старую клячу – ЖКХ, – сказал недавно Виталий АКИМКИН, руководитель управления Департамента жилищной политики, комментируя постановление, расширяющее права жителей в жилищной сфере («О домовых комитетах» № 651, см. № 42 от 21 октября нашей газеты). – Теперь бы только ее не забить…» Речь шла об участии жителей в управлении своим домом, привлечении организаций, работающих в ЖКХ, когда заказчиками выступают сами жилищные объединения. Мы попросили Виталия Васильевича подробнее остановиться на этой теме.
Три в одном
Кто заказывает жилищно-коммунальные услуги, – префектура, управа, ДЕЗ? Ничего подобного. Заказывает тот, кто платит. Платим мы – жители. Стало быть, мы основные и единственные заказчики. Все остальные – посредники. Торги же происходят на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Макромодель этого рын ка содержит три субъекта. Первый – это потребители, сами граждане, которые живут в домах. Второй – собственно производители услуг, ДЕЗы, ремонтно-эксплуатационные конторы, которые сейчас – главное звено производственной структуры, обеспечивающей жизнедеятельность домов. И третий субъект – государство, органы власти, которые в условиях рынка регулируют отношения первых двух. А жильцы – это уже не безликая масса, с которой не было принято считаться, а люди, в которых растет гражданское самосознание, которые знают счет деньгам – ведь на их налоги и квартплаты содержится дом.
Многие из них объединены в самоуправляемые структуры: товарищества, территориальные общины, домовые комитеты. Самое важное – определить роль и место жителей в системе рыночных отношений, наделить их правами, полномочиями. Законодательно-то они есть, проблема в том, чтобы реализовать их на практике.
Коллективный интерес
Одна из основных задач, которая стоит перед реформой – привести на рынок ЖКХ малый бизнес, предпринимательские структуры, которые определяли бы «погоду в доме», взяли его на полное обеспечение, и были кровно заинтересованы в том, чтобы жители были довольны. Кто их пригласит? Конечно, жители.
Однако на практике так не получается. Отдельные исключения только подчеркивают правило.
Жители одного дома годами жаловались на отвратительное изображение на телеэкранах. В ДЕЗе им отвечали: не выдумывайте, в соседнем здании все хорошо, у них нет претензий. Просто привередничаете! Тогда жильцы собрали деньги, нашли небольшую фирму, которая сделала им новую трассировку, заменила антенные узлы. И теперь проблемы с «картинкой» у них кончились.
Еще пример: установка систем видеонаблюдения и домофонов. Люди не ждут, когда РЭУ придет им на помощь. Они сами – в лице, скажем, домового комитета – собирают деньги, нанимают организацию, и та быстро и недорого оснащает дом техникой. Известны случаи ремонта в домах по инициативе жильцов, и даже уборки. Ничего так и не добившись от своей дирекции, жильцы на свои средства нанимают частную фирму, которая делает то, чем, по сути, должна заниматься муниципальная организация.
Жилищное самоуправление – это выход из индивидуального мирка к общественным, коллективным интересам. И в связке с малым бизнесом инициативные жители смогут решить такие задачи и проблемы, за которые город не берется, а взявшись, не справляется. Работа чиновника строго ограничена должностными обязанностями и направлена прежде всего на выполнение соответствующих параграфов. Решится ли при этом сама проблема, нет – это его не волнует. Главное – отчет. Потому цель реформы ЖКХ заключается в сокращении участия государственных структур в обслуживании домов.
Малый бизнес наиболее эффективен там, где ему не надо идти на поклон в муниципальные инстанции, где он может работать напрямую с жителями. Это может быть и охранная фирма, которая организует в доме круглосуточное дежурство, либо организация, занимающаяся парковками во дворе, ремонтами подъездов… Примеров, как и домовых забот, не счесть.
Для москвичей, но без них
Можно выделить две формы участия граждан в жизни домов. Первая – непосредственное управление этими домами путем создания ТСЖ, когда оно (или ЖСК) переходит на полное самообслуживание. Товарищество или ЖСК передают часть или даже все свои полномочия другой организации. Имеется в виду содержание и ремонт дома, благоустройство территории, вывоз мусора, санитарная уборка мест общего пользования, различные ремонтные работы и т.д. Тут и открываются широкие горизонты взаимодействия жилищного самоуправления и малого бизнеса, причем без участия государственных структур.
Второй вариант – управление жилыми домами и территорией путем создания домкомов или территориальных общин. У них свои полномочия, отличные от возможностей собственников, но тоже довольно широкие: формирование социального заказа на услуги, контроль за их качеством, информирование жителей, представление их интересов в органах местной власти и защита этих интересов.
В общем, создание объединений жителей – сейчас одна из важнейших социальных задач города. Без этого многие городские проблемы так и останутся нерешенными. Например, размещение гаражей-ракушек. Часто этим занимается только гаражная комиссия района, совсем не привлекая жителей. А в результате возникают конфликты.
Программа «Мой двор – мой подъезд». Здесь вообще не обойтись без граждан. Кто, как не они, знают, какой им нужен двор, что нужно сделать в подъезде? Но их об этом не спрашивают. За них все решают чиновники.
Многие программы в городе так и не были реализованы, потому что жители не стали их участниками. В наш департамент и сейчас поступают на согласование проекты важных документов, в которых вроде бы есть необходимость, но какая там отводится роль жителям? Пассивная – их надо только проинформировать о появлении нового документа.
Возьмем тот же проект постановления правительства Москвы по развитию малого предпринимательства в ЖКХ. В первом варианте там был целый раздел по развитию жилищного самоуправления и его взаимодействию с бизнесом. Но кто-то волевым решением этот раздел убрал: при чем тут жители? Разве не справится сама администрация? Ведь у нее все рычаги: власть, деньги. Пока такое заблуждение будет оставаться, никаких успехов в деле реформирования многострадального ЖКХ мы не добьемся.
Или еще – развитие социально ориентированной торговли. Были лишь единичные случаи, когда по вопросам размещения этих объектов в городе советовались с жилищными объединениями. В результате магазины располагают так, как решит чиновник, а потом люди вынуждены покупать хлеб за две-три остановки от дома.
Еще пример. Раздельный сбор мусора. В чем проблема? Вот двор, а в нем стоят одинакового цвета и формы контейнеры. Приходит мусоровоз, смешивает все отходы и свозит их в одно место. Так продолжается до сих пор. А нас убеждают – эксперимент идет! Еще немного – и он станет достоянием всего города. Не станет. До тех пор, пока жителей не сделают его прямыми участниками, пока те не проявят к нему интерес (а это можно сделать, хотя бы поощрив людей – изъяв из их счетов плату за вывоз мусора) – ничего не добьемся. Закажем сервис?
Возвращаясь к участию малого бизнеса в системе ЖКХ, зададимся вопросом: заказчиками каких услуг могли бы быть жители? Прежде всего тех услуг, которыми мы непосредственно пользуемся: холодное и горячее водоснабжение, освещение, благоустройство, телефон и т.д. Но, кроме того, есть другие – для домовладения в целом, ориентированные на все строение: внутридомовое водоснабжение, отопление, вентиляция, ремонт общего имущества. Здесь жители могут выступать социальными заказчиками через управляющую организацию.
Долгосрочная выгода будет и у предпринимателей. Завоевав авторитет в доме, они могут стать постоянными исполнителями различных индивидуальных заказов – ремонта квартир, сантехники, прокладки и ремонта различных коммуникаций: телефона, антенны и т.п.
Итак, привлечение людей к управлению домом, и как следствие этого – выполнение ими своих функций как заказчика – первостепенная задача всей социальной сферы Москвы, в том числе нашего департамента. Но хотелось бы предостеречь от резкой смены парадигмы – было государственное обслуживание, а теперь сразу отдадим все жильцам. Процесс передачи жилищным объединениям хозяйственных полномочий – длительный и сложный. Поспешим, применим директивные, административные методы – загубим то хорошее, что сейчас есть.
Но задачу поставить надо. И двигаться к ней хотя и постепенно, но последовательно и неукоснительно.