23:30:44
11 апреля 2021 г.

Государство поможет, если мы ему докажем, что нуждаемся

В прошлом номере нашей газеты постановление российского правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» нам прокомментировала руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Марина РУМЯНЦЕВА.Сегодня наш комментатор – депутат Государственной Думы Галина ХОВАНСКАЯ.
Соответствует «основам…»

В первых строчках постановления (пункт 2) говорится: рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления «осуществить до 31 декабря 2005 г. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан». Здесь два важных момента: есть слово «рекомендовать», и впервые называется дата – до 31 декабря следующего года перейти к полной оплате жилья и коммунальных услуг, а также к перечислению субсидий на персонифицированные счета. Полностью отменяется постановление правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». А также постановления №№ 490, 32, 372, касающиеся оплаты жилья и коммунальных услуг, то есть документы приводятся в соответствие с законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», так что наши усилия по внесению изменений в этот закон не пропали зря.
Грамотно написано, что право принимать решение о предоставлении субсидий в Москве и Петербурге дано органам государственной власти.
Кому положено, кому не положено
Далее идет «Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». По условиям предоставления субсидий изменений в принципе никаких нет. Хорошо, что ясно прописано: субсидии предоставляются и гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности (раздел 2, пункт 3, подпункт «д»).
В законе об «Основах федеральной жилищной политики» были некорректные положения: когда сдаешь внаем помещение, теряешь право на субсидию. Я подавала поправки к этому пункту закона, но замечание учли только в новом постановлении.
Теперь в пункте 4 Положения конкретно записано, кто не имеет права на получение субсидии. Это граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности. В этой формулировке «физическими и юридическими лицами частного жилищного фонда» появилось очень важное определение – «частного». Теперь четко написано, что это не имеет отношения к государственному жилищному фонду, потому что государство – такой же собственник и тоже сдает внаем жилые помещения.
Быстро, бесплатно, правильно
В Положении дан перечень документов, которые должны представить граждане, чтобы получить субсидии. Это документы о составе семьи, доходах, владении или пользовании жильем, о льготах и об оплате квартиры или задолженности. Причем за достоверность сведений человек несет ответственность. Для должников субъекты федерации, то есть Москва в данном случае сама будет устанавливать порядок и условия предоставления субсидий, но при этом будет работать норма о шестимесячном сроке, после истечения которого может встать вопрос о выселении должника.
Подчеркивается, что граждане должны тратить минимум времени и усилий, чтобы получить субсидию. Очень важно, что все документы будут выдавать организации (органы) бесплатно «независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности» (пункт 8). Сейчас у нас бывает, что за каждую выписку начинают требовать деньги и паспортистка, и бухгалтер, когда нужно получить финансово-лицевой счет или другой документ. В этом же пункте указано, что все органы и организации несут ответственность за достоверность сведений.
В течение 10 дней, не затягивая, уполномоченный орган должен рассмотреть документы, рассчитать субсидию и сообщить о своем решении. Если вам отказали или неправильно определили размер субсидии, можно обратиться в суд. Но если изменились обстоятельства: родился ребенок, семья выросла или наоборот уменьшилась, изменились доходы, кто-то из членов семьи временно уехал, необходимо сообщить не позднее чем через 15 дней.
Если изменился доход
Кто конкретно должен подать сведения об изменении доходов? Семьи, имевшие во время обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, если их доход увеличился более чем на 20 процентов. Это положение новое, и на него надо обратить особое внимание. А также семьи, среднедушевой доход которых, когда обращались за субсидией, был ниже прожиточного минимума, а затем увеличился и стал равным или превысил прожиточный минимум. Если этого не сделает семья, то средства, которые перечислили в качестве субсидии, будут засчитаны в счет будущих субсидий. Если у семьи вообще исчезает право на субсидию, а она ее получила, потребуют вернуть добровольно или в судебном порядке.
Каждое персональное дело хранится не менее 3 лет на бумажных и электронных носителях. Но если возникают сомнения, несоответствия, приоритет отдается записям на бумаге. И еще одно замечание. Информация о субсидии – конфиденциальная, закрытая. И за ее разглашение нарушители несут ответственность.
Предоставляется субсидия на полгода. Есть оговорка, что органы власти субъектов федерации могут установить другие сроки. У нас в Москве устанавливают субсидии на год, с упрощенной переаттестацией через полгода. Я считаю, что вообще можно устанавливать субсидию на год, если станет работать схема заявительного порядка, и люди не будут обманывать. А обманывать нет смысла, потому что при проверке тайное станет явным, и деньги придется вернуть.
Что за формулой
Раздел III. Определение размера субсидии. Здесь обычно возникает много вопросов. Начисляется субсидия помесячно, с учетом платежей за каждый конкретный месяц.
Субсидии, как и раньше, рассчитываются в пределах социальной нормы. Но есть и новые положения. Удалось доказать при внесении изменений в закон, что субсидию должны выдавать с учетом дополнительной площади, предоставляемой больным по состоянию здоровья. Считалось, что за дополнительную площадь субсидию не надо рассчитывать, и платить за нее человек должен полностью. Но это неправильно. Дополнительную площадь дают тяжело больному человеку, за что же его еще и наказывать рублем?
Определяют размер субсидии с учетом нормативов потребления коммунальных услуг – электричества, газа, горячей и холодной воды, отопления, вывоза бытовых отходов. Расходы для всех граждан на оплату жилья начисляются исходя из цен, установленных в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг на содержание и ремонт жилья для нанимателей по договору социального найма.
В пункте 20 есть очень хорошая новация. Если семья оплачивает электричество, тепловую энергию, воду и сетевой газ по счетчику, расходы на оплату этих услуг начисляются исходя из нормативов потребления, даже в том случае, когда показания счетчиков ниже этих нормативов. Субсидия будет такая же, если удалось сэкономить на какой-то коммунальной услуге. Экономное отношение к ресурсам поощряется, стимулируется, субсидия не уменьшается. Это правильная позиция.
Следующий 21-й пункт очень интересный. Он стимулирует переход от натуральных льгот к денежной компенсации. Если у человека есть льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, то есть скидки, то расходы уменьшаются на размер этих скидок. Жители, которые будут пользоваться льготой, получат меньшую субсидию, поскольку их расходы будут меньше. Так было раньше, так же будет и теперь. Но в следующем абзаце этого пункта говорится: «В случае предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат». Получается, что выгоднее иметь денежную компенсацию, которая не включается в ваш доход при расчете субсидии, а не натуральную льготу. Предполагается, что замена натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере произойдет в 2006 году. Этот стимул на перспективу.
Далее (пункт 22) дана первая формула расчета субсидии: если среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта. Среднедушевой доход семьи определяется делением среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (пункт 30). Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи (а он установлен в процентах, как известно) умножается на совокупный доход семьи и делится на 100. Полученную цифру надо отнять от расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Это и будет размер субсидии. Чтобы определить совокупный доход семьи, надо среднедушевой доход умножить на количество членов семьи (пункт 31). По этой формуле можно самому прикинуть, какая будет субсидия.
Надо обратить внимание, что в пункте 23 при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного уровня (вот почему надо информировать о понижении прожиточного уровня) формула расчета субсидии меняется, появляется поправочный коэффициент. (Среднедушевой доход семьи разделить на величину прожиточного минимума – получим поправочный коэффициент). Как только доходы повышаются, этот коэффициент равен 1 и формула будет такой же, как в первом случае.
Разумеется, субсидия не может превышать фактические расходы семьи.
Очень важен пункт 26. В нем говорится об упрощении системы перерасчета субсидии, если изменились цены и тарифы, условия и порядок предоставления субсидий. Перерасчет сделают автоматически, у получателя не станут требовать какие-либо документы, не придется лишний раз приходить, стоять в очередях. Если же у самого гражданина произошли какие-то события, и он хочет, чтобы пересчитали субсидию, тогда потребуют необходимые документы.
Что такое семья
В разделе IV хочу обратить внимание на пункт 28. Здесь у меня есть замечания. При определении дохода семьи к членам семьи относят проживающих совместно супругов, их детей и родителей. Это неточная формулировка. К членам семьи относятся родители и их несовершеннолетние дети. Очень часто взрослые дети, молодые семьи ведут отдельное хозяйство. Если в квартире живет несколько поколений – родители и взрослые дети, то их нельзя считать одной семьей, если они сами не признают этого. Типичная ситуация, – когда старушка мать не может оформить себе субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг из-за того, что дети, внуки, которые иногда и не живут вместе с ней и не помогают ей материально, но «прописаны», а справок о доходах не приносят. Их автоматически считают одной семьей, а на самом деле это не так. Получается, что мать-пенсионерка страдает. Поэтому очень важно написать, что одной семьей считаются родители и их несовершеннолетние дети. Дальше написано правильно: другие родственники могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно с получателем субсидии и ведут с ним общее хозяйство. Правильно было бы написать: «супруги и их несовершеннолетние дети, а также иные родственники, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство». Если семья большая, три поколения, и они дружно живут вместе, считают себя одной семьей, то это их право.
В этом же пункте мы видим норму, давно используемую в жилищном законодательстве Москвы: состоящие в браке родители, одинокий родитель, их несовершеннолетние дети, а также супруги считаются одной семьей независимо от того, раздельно или вместе они проживают. Это крайне важно. Как правило, живут супруги все равно вместе, а зарегистрированы могут быть по разным адресам. И здесь некоторые люди пытаются играть. У одного из супругов доход высокий, но они пытаются его не показывать там, где живут. Но если брак не расторгнут, они считаются одной семьей, и доходы считаются общие. Это корректная формулировка. Также при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий мы учитываем площадь супруга независимо от места формальной регистрации.
Как идет расчет совокупного дохода семьи? К старому перечню добавляются новые подпункты. Здесь хочется остановиться на исключениях. Учитываются все виды доходов, за исключением денежных эквивалентов полученных гражданами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и социальных гарантий, установленных органами власти РФ, субъектов федерации, органами местного самоуправления (пункт 29 «а»). Обратите на это внимание, так как такой подход влияет на размер субсидии льготника, уменьшая ее.
В разделе V говорится об особенностях предоставления субсидий некоторым категориям граждан, в частности, о военных. Здесь особенно важен пункт 37. Разрешается, в случае превышения среднерегиональных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг над максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи военнослужащего или уволенного с военной службы, использовать федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов. И по этой схеме рассчитывать субсидию. Это правильно. Прямая выгода
В разделе VI отмечено, что все граждане за жилье и коммунальные услуги будут платить в полном объеме, подчеркивается – без уменьшения на сумму субсидий. Человек сам выбирает банк, куда на банковский счет или вклад до востребования, то есть персонифицированный социальный счет, будет перечисляться субсидия. Если по состоянию здоровья он не может открыть персонифицированный счет, то будет получать субсидии через организации связи.
Поощрять будут тех, у кого субсидии перечисляются именно на персонифицированные социальные счета: субсидии не станут уменьшать, даже если уменьшатся реальные платежи из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг. Например, если в доме долгое время не было горячей воды и всем жильцам уменьшили оплату, то субсидию не уменьшат тем, кому ее перечисляют на персонифицированный счет. Если субсидия не перечисляется на персонифицированный счет, то ее уменьшат, если вам был сделан перерасчет за то время, пока воды не было.
Субсидию перестали платить
Последний раздел VII разъясняет, в каких случаях приостанавливается и прекращается перечисление субсидий. Если человек не платит за жилищно-коммунальные услуги, или если он не сообщил о повышении среднедушевого дохода, о чем мы уже говорили выше, выплату приостановят.
Полностью прекращается предоставление субсидии, если семья переехала или изменился ее состав, вырос доход и она потеряла право на субсидию, или подавала ложные сведения, или не погасила задолженность по оплате за жилищные и коммунальные услуги в установленный срок без уважительной причины.

Подготовила Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация