02:46:53
27 июля 2024 г.

Если у вас плохо топят – субсидии вам не потерять…

ЖКХКогда речь заходит о реформе ЖКХ, ничто так не пугает обывателя, как перспектива стопроцентной оплаты жилья и коммунальных услуг. Бояться, в общем-то, нечего: государство не снимает с себя обязанности помогать тем, кто платить «по полной» не в состоянии. Как именно будет осуществляться эта помощь, сказано в публикуемом нами постановлении правительства.Точнее, в утвержденном им «Положении о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». По просьбе газеты этот документ комментирует руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Марина РУМЯНЦЕВА.
Кому положено?

Новое «Положение…» – это, без преувеличения, настоящий законодательный прорыв в сфере ЖКХ. Прежнее положение, действовавшее с 1999 года, многие вопросы освещало крайне поверхностно или не затрагивало вовсе. В результате некоторые категории нуждающихся в помощи граждан были недостаточно защищены, другие же, напротив, часто получали неадекватно большие субсидии.
Часть II «Положения…» дает четкое определение, кто может стать получателем субсидии, и как она оформляется. Для сравнения – в документе от 1999 года круг потенциальных получателей субсидий очерчивался на редкость расплывчатой формулировкой: «Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности». В нынешнем «Положении…», в п. 3, перечислены категории потенциальных получателей, кроме того, отмечено: «Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей». Привязка субсидий к месту жительства не случайна: в число получателей государственной социальной помощи таким образом попадают лишь те граждане, которые сами пользуются своим, муниципальным или государственным жильем, а также проживают в общежитиях любой формы собственности. Тот, кто является поднанимателем любого жилого помещения, нанимателем в частном жилищном фонде, проживает по договору безвозмездного пользования или ренты, не может подать заявление на предоставление субсидии.
Достаточно много места уделено порядку предоставления субсидий: какие документы и в какие органы должен предоставить заявитель, как они рассматриваются и т.д. Оговорено, кстати, что все необходимые для решения его вопроса справки должны выдаваться заявителю бесплатно. Кроме того, впервые закреплена обязанность гражданина сообщать в уполномоченный орган об изменениях его личных обстоятельств, влияющих на предоставление субсидии (например, у семьи выросли доходы или изменился ее состав).
Кстати, заявитель вовсе не обязан, собрав все необходимые бумаги, лично нести их в орган, рассматривающий вопросы предоставления субсидий, отстаивать там очередь и т.д. – документы можно отправить по почте.
Помощь рассчитают по формуле
Как будет вычисляться размер субсидии? В принятом «Положении…» приводятся четкие формулы (они будут опубликованы в следующем номере). По сравнению с ранее действовавшим порядком расчета, новый – безусловно более социально справедливый. Прежний, по сути, сводился к делению всех потенциальных получателей субсидий на две неравные категории – тех, у кого доход ниже прожиточного минимума, и тех, у кого он выше. Большинство граждан из первой категории (кроме самых бедных) фактически получало одинаковую субсидию – даже если их доход «не дотягивал» до прожиточного минимума всего нескольких рублей. И обратная ситуация – если доход хоть на рубль превысил ПМ – размер субсидии резко снижался или становился равным нулю. Теперь этого скачка не будет: график, построенный по новым формулам расчета субсидий, дает плавное снижение размера субсидий по мере увеличения доходов.
Наконец, появляется ясность в вопросе учета совокупного дохода семьи. До сих пор не было внятной методики на этот счет, а применявшиеся нормативы оставляли массу возможностей для злоупотреблений.
Семейные ситуации бывают настолько разные, что подвести всех под «общий знаменатель» невозможно. В постановительной части рассматриваемого нами документа дается поручение Минпромэнерго совместно с Министерством здравоохранения и соцразвития в 3-месячный срок утвердить методические рекомендации как по расчету самих субсидий, так и по исчислению совокупного дохода семей.
Денежки – на счет!
В п. 19 указано, что для определения размера учитываются расходы на оплату жилья в пределах социальной нормы жилплощади и дополнительной площади, предоставляемой по состоянию здоровья, а по коммунальным услугам – в пределах нормативов потребления. Причем в следующем пункте подчеркивается, что норматив потребления берется при расчете субсидии за исходную величину даже тогда, когда жильцы платят за услуги по показаниям приборов учета и даже в том случае, если показания ниже. Что это дает гражданам? Во-первых, если отопление, электро-, водо-, газоснабжение поставляются не в положенном объеме, граждане все равно получат полную сумму субсидии. Человек, в квартире которого плохо топят, не должен терять часть субсидии по вине теплосети.
Сегодня подавляющее большинство пользующихся субсидиями россиян получает их не «живыми деньгами», а в виде вычета из начисленной суммы платежей за жилье и коммунальные услуги. Человеку на руки выдают платежку, где уже все за него посчитано – остается внести «пониженный» платеж и не думать о том, кому пойдет и как распределится начисленная субсидия. По старому механизму ее пропорционально начислениям делят между организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг. Если в квартире плохо топят, то куда идут субсидионные средства, приходящиеся на долю реально недоданного тепла? Единого механизма на этот случай не существовало, и посему чаще всего их направляли на счет той же теплоснабжающей организации. В новом положении жестко установлено, что субсидия подлежит уменьшению пропорционально снижению начисленного платежа за некачественную услугу. Но, к сожалению, сами получатели субсидий к этим «сэкономленным» средствам никакого отношения не имеют.
Однако старая схема предоставления субсидий в виде вычета будет действовать лишь временно, до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные счета. Этот новый механизм в обсуждаемом нами документе принимается как основной.
Суть персонифицированных счетов в том, чтобы дать гражданам возможность самостоятельно распоряжаться предоставленной им социальной помощью по оплате услуг ЖКХ. Получатель субсидии открывает в выбранном им банке счет до востребования, на который и будут перечисляться деньги. Получив квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг, где в таком случае указывается полная сумма платежа, гражданин сам снимет со счета нужную сумму, добавит к ней недостающее из личных средств и оплатит. Человек сам решает: забирать деньги ежемесячно или подкопить их, какое-то время платя квартплату из своего кармана; он может также дать банку поручение переводить определенную сумму с его счета на счета коммунальных служб. Он может выбрать, кому в первую очередь платить из своей субсидии: теплосети, которая плохо топит, или ЖЭКу, который исправно убирает подъезд и чинит потекшие краны. Таким образом, у организаций сферы ЖКХ будет дополнительный стимул повышать качество услуг.
У противников нового подхода главный аргумент один: если гражданам позволить самим распоряжаться суммой субсидии, снимать со счета «живые деньги», они потратят их не по назначению! Но если подходить к реформе ЖКХ с такой позиции (мол, народу нашему доверять нельзя, пусть уж лучше чиновник решает, как распределять социальную помощь!) – то и реформы никакой не получится. Жители так и не смогут собственным рублем влиять на качество работы коммунальщиков. Опыт регионов, где уже введен механизм перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан, показывает: россияне в большинстве своем достаточно ответственны, им можно доверить самостоятельно распоряжаться положенной по закону помощью. Механизм реально работает, а возникающие в переходном периоде ситуации вполне разрешимы.
Тем более, новое «Положение…» предусматривает простой и ясный механизм контроля за движением субсидионных денег. Если получатель не платит за жилье и коммунальные услуги больше трех месяцев подряд, или если он «забыл» уведомить уполномоченные органы о повышении своих доходов, то выплата субсидий приостанавливается. Каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально, с учетом всех обстоятельств, с назначением срока погашения задолженности. Если же человек попал в число неплательщиков без уважительных причин и отказывается погасить долг в установленный срок или представил заведомо ложные сведения о себе и своих доходах – субсидию ему платить перестанут. Кстати, незаконно полученные субсидионные суммы придется вернуть в бюджет добровольно, а в случае отказа – по суду.
Что могут субъекты?
Постановление № 444 дает субъектам Федерации право самостоятельно решать некоторые вопросы в сфере предоставления субсидий.
Так, например, можно установить собственную, более высокую, чем «в целом по России», планку дохода, при котором человек может претендовать на субсидию, или увеличить сумму выплат. Но при этом все дополнительные деньги пойдут из регионального бюджета. По тому же принципу госорганы субъектов РФ могут делегировать полномочия муниципальным образованиям.
Среди тех, кто в принципе может претендовать на субсидии, немало граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг. Как с ними быть? До сих пор во многих регионах страны на этот счет были разные подходы. Где-то субсидии давали всем подряд, не оговаривая при этом срок погашения задолженности – то есть, по сути, «прощали» все долги. Где-то, напротив, субсидию не давали вообще, пока долг не погасишь – тем самым лишая любой помощи семьи, которым и без того тяжело. Но условия в регионах разные, и общий для всей страны закон тут не сработает. Поэтому новое «Положение…» оставляет за субъектами Федерации право принимать региональные правила предоставления субсидий должникам. Аналогичный подход к предоставлению субсидий гражданам, у которых вообще отсутствуют доходы (не секрет, что в России немало населенных пунктов, где люди живут практически исключительно натуральным хозяйством).
В общем, органам госвласти многих субъектов РФ предстоит большая работа по приведению собственных нормативных документов по субсидиям в соответствие с постановлением № 444. Не ограничивая региональные власти в праве вводить свои меры по дополнительной социальной защите нуждающихся, оно определяет общие для всей страны принципы предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ, которые позволят сделать этот процесс более разумным и справедливым.
Мы продолжим комментировать этот документ в следующем номере

Записала Ольга Ильина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация