01:17:25
27 ноября 2024 г.

НАУЧИТЕ БЫТЬ МАМОЙ!
в гостях у «Журавушки»

Недавно школу материнства «Журавушка» в Южном округе столицы посетила королева Швеции СИЛЬВИЯ. Дело в том, что августейшая особа возглавляет международный благотворительный фонд «Женщины и дети превыше всего», отделения которого работают и в нашей стране.Поищи в себе ребенка
В частности, фонд содействует программе школы материнства в Царицынском комплексном центре социального обслуживания. Эта программа направлена на борьбу с таким социальным недугом, как вторичное сиротство. Возникает это сиротство тогда, когда матерями-одиночками становятся совсем молодые девушки – воспитанницы детских домов и интернатов. При этом юные мамы, выросшие вне семьи, абсолютно не умеют обращаться с детьми – ни пеленать, ни кормить, ни готовить. К сожалению, таких девчонок-мам очень много. Именно их проблемами и занимается «Журавушка».
…Школа материнства расположена на третьем этаже ЦСО «Царицыно». Как только переступаешь порог, возникает ощущение, что попадаешь в детский садик: просторная игровая комната, где полно игрушек, посередине – большой пластмассовый сборный домик, прямо настоящий пряничный – яркий и красивый. К счастью, нет здесь злых ведьм. А только приветливые педагоги и психологи. Прохожу дальше и вижу через приоткрытую дверь, как за большим столом сидят молодые женщины и льют слезы в три ручья. Терпеливо дожидаюсь, когда прольются все слезы, и вызываю руководителя программы Наталью Новикову.
– Не обращайте внимания, – говорит она, – это мы проводим тренинг по поиску в себе ребенка. У каждого человека вырабатываются комплексы, полученные в раннем возрасте; чтобы от них избавиться, нужно вернуться в то состояние, когда тебе было три, пять, десять лет. И многое становится ясным.
Пока молодые мамочки вытирают слезы, мы начинаем трудный разговор о девочках, рано ставших мамами, но не умеющих тянуть эту ношу.
– Одно время я работала с сиротами – выпускницами детских домов, – рассказывает Наталья Сергеевна. – И увидела проблему. Мало того, что девушки, выходя из таких заведений, не умеют вести домашнее хозяйство, они очень часто продолжают жить в одной квартире по несколько человек. А квартиры, которые им предоставляет правительство Москвы – сдают. Потом неожиданно появляются дети, и молодые мамаши не знают, что с ними делать. Когда я начала проводить исследования для написания гранта о создании школы материнства, то поняла – не только эти девочки испытывают трудности подобного рода, но и многие, живущие в семьях.
Мать-одиночка – понятие растяжимое
Сегодня школа материнства вышла за пределы одного района. Больше года работает подобная школа в центре помощи семье и детям в районе Нагатино-Садовники.
– Программа рассчитана на сто матерей, – продолжает Наталья Новикова. – К нам приезжают не только царицынские, но и из других районов. Звонят социальные педагоги, которые говорят, что есть сироты, которым нужна помощь. Мы занимаемся с мамочками до 23 лет – до этого возраста сирот опекает государство. Ограничение в возрасте по европейским нормам – 21 год. В той же Швеции понятие «одинокая мать» отличается от российского. Мать-одиночка – это та, которая воспитывает ребенка одна, при этом она может быть в браке, но отец не помогает. Или разведенная мать. У них можно прийти в социальную службу и заявить, что воспитываешь ребенка самостоятельно и нужна помощь. Получается, что шведы подходят глубже к этой проблеме. У нас же мать-одиночка – только та, которая родила ребенка и не была зарегистрирована в браке. «Разведенки» уже под эту категорию не попадают. Поэтому мы принимаем в нашу школу и женщин постарше, кто воспитывает детей в одиночку. И даже таких, у кого есть муж, но они не готовы были стать матерью и не знают, что делать с ребенком.
Авторитетные бабушки
В школе материнства «Журавушка» учат не только пеленать малышей и готовить супы (кстати, для этих целей есть специально оборудованная кухня и детская комната). Но главное – учат тому, как любить детей. Здесь проводят занятия психологи, педагоги, работает кабинет лечебно-физической культуры. Мамы вместе с детьми постигают основы такого сложного дела, как строительство своего замка под названием семья. Причем помогают им в этом не только профессионалы, но и бабушки из Центра социального обслуживания, которые часто приходят, чтобы поиграть с малышами и провести совместные праздники.
К сожалению, здесь не всех могут наставить на путь истинный. Был такой случай. В школу приходила 16-летняя девушка, которая собиралась стать матерью. Ей требовалась поддержка педагогов и психологов. Она росла без матери, отец – алкоголик. Родился здоровый крепкий мальчишка. Три месяца юная мама посещала занятия, где ее поддерживали морально. Но все-таки решила отдать сына в Дом малютки. Правда, не отказалась от него. Через год малыша забрала прабабушка, которая, в общем-то, и настроила внучку отдать кроху. История весьма непростая. Что будет дальше с этим ребенком? Какая его судьба ждет? Ответы на эти вопросы найти сложно.
Чтобы таких примеров было меньше, Наталья Новикова мечтает создать социальную гостиную для девочек-подростков, так называемую школу осознанного материнства, и еще один клуб для матерей, имеющих детей-инвалидов.
Комментирует психолог Армине ВОРОНОВА, преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарного института им. Дашковой:
– Школа материнства необходима матерям-одиночкам. Ничего плохого в слове «одиночка» нет, ведь каждый человек одинок по-своему. Если мы говорим о специфике, то у матерей-одиночек есть незаполненное пространство. Здесь они могут восполнить дефицит общения, повысить свою самооценку, понять, что являются полноценными женщинами, которые могут воспитывать детей. В этой школе получают не только знания, но и опыт осознания себя и восприятия положительного образа жизни.
Обычно для молодых мам образцом для подражания является своя семья, для матерей-сирот – детский дом. Зачастую взаимоотношения между поколениями сложные, они и закладывают так называемые родительские программы. С девушками мы проводим тренинги, на которых рассматриваем эти программы, размышляем о том, что внушают, пускай и косвенно, родители, какие интонации слышит ребенок, что он понимает. На тренингах мы показываем, как лучше общаться. Мы ничего не навязываем, потому что у каждого свой дом. Но это помогает юным мамам и детям развиваться. Мама может потом проанализировать свои действия и понять, как то или иное действие повлияет на ребенка. Тренинги предусматривают разные виды общения: и беседы, и ролевые игры.

Валерия Лященко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация