НАУЧИТЕ БЫТЬ МАМОЙ!
в гостях у «Журавушки»
Недавно школу материнства «Журавушка» в Южном округе столицы посетила королева Швеции СИЛЬВИЯ. Дело в том, что августейшая особа возглавляет международный благотворительный фонд «Женщины и дети превыше всего», отделения которого работают и в нашей стране.Поищи в себе ребенка
В частности, фонд содействует программе школы материнства в Царицынском комплексном центре социального обслуживания. Эта программа направлена на борьбу с таким социальным недугом, как вторичное сиротство. Возникает это сиротство тогда, когда матерями-одиночками становятся совсем молодые девушки – воспитанницы детских домов и интернатов. При этом юные мамы, выросшие вне семьи, абсолютно не умеют обращаться с детьми – ни пеленать, ни кормить, ни готовить. К сожалению, таких девчонок-мам очень много. Именно их проблемами и занимается «Журавушка».
…Школа материнства расположена на третьем этаже ЦСО «Царицыно». Как только переступаешь порог, возникает ощущение, что попадаешь в детский садик: просторная игровая комната, где полно игрушек, посередине – большой пластмассовый сборный домик, прямо настоящий пряничный – яркий и красивый. К счастью, нет здесь злых ведьм. А только приветливые педагоги и психологи. Прохожу дальше и вижу через приоткрытую дверь, как за большим столом сидят молодые женщины и льют слезы в три ручья. Терпеливо дожидаюсь, когда прольются все слезы, и вызываю руководителя программы Наталью Новикову.
– Не обращайте внимания, – говорит она, – это мы проводим тренинг по поиску в себе ребенка. У каждого человека вырабатываются комплексы, полученные в раннем возрасте; чтобы от них избавиться, нужно вернуться в то состояние, когда тебе было три, пять, десять лет. И многое становится ясным.
Пока молодые мамочки вытирают слезы, мы начинаем трудный разговор о девочках, рано ставших мамами, но не умеющих тянуть эту ношу.
– Одно время я работала с сиротами – выпускницами детских домов, – рассказывает Наталья Сергеевна. – И увидела проблему. Мало того, что девушки, выходя из таких заведений, не умеют вести домашнее хозяйство, они очень часто продолжают жить в одной квартире по несколько человек. А квартиры, которые им предоставляет правительство Москвы – сдают. Потом неожиданно появляются дети, и молодые мамаши не знают, что с ними делать. Когда я начала проводить исследования для написания гранта о создании школы материнства, то поняла – не только эти девочки испытывают трудности подобного рода, но и многие, живущие в семьях.
Мать-одиночка – понятие растяжимое
Сегодня школа материнства вышла за пределы одного района. Больше года работает подобная школа в центре помощи семье и детям в районе Нагатино-Садовники.
– Программа рассчитана на сто матерей, – продолжает Наталья Новикова. – К нам приезжают не только царицынские, но и из других районов. Звонят социальные педагоги, которые говорят, что есть сироты, которым нужна помощь. Мы занимаемся с мамочками до 23 лет – до этого возраста сирот опекает государство. Ограничение в возрасте по европейским нормам – 21 год. В той же Швеции понятие «одинокая мать» отличается от российского. Мать-одиночка – это та, которая воспитывает ребенка одна, при этом она может быть в браке, но отец не помогает. Или разведенная мать. У них можно прийти в социальную службу и заявить, что воспитываешь ребенка самостоятельно и нужна помощь. Получается, что шведы подходят глубже к этой проблеме. У нас же мать-одиночка – только та, которая родила ребенка и не была зарегистрирована в браке. «Разведенки» уже под эту категорию не попадают. Поэтому мы принимаем в нашу школу и женщин постарше, кто воспитывает детей в одиночку. И даже таких, у кого есть муж, но они не готовы были стать матерью и не знают, что делать с ребенком.
Авторитетные бабушки
В школе материнства «Журавушка» учат не только пеленать малышей и готовить супы (кстати, для этих целей есть специально оборудованная кухня и детская комната). Но главное – учат тому, как любить детей. Здесь проводят занятия психологи, педагоги, работает кабинет лечебно-физической культуры. Мамы вместе с детьми постигают основы такого сложного дела, как строительство своего замка под названием семья. Причем помогают им в этом не только профессионалы, но и бабушки из Центра социального обслуживания, которые часто приходят, чтобы поиграть с малышами и провести совместные праздники.
К сожалению, здесь не всех могут наставить на путь истинный. Был такой случай. В школу приходила 16-летняя девушка, которая собиралась стать матерью. Ей требовалась поддержка педагогов и психологов. Она росла без матери, отец – алкоголик. Родился здоровый крепкий мальчишка. Три месяца юная мама посещала занятия, где ее поддерживали морально. Но все-таки решила отдать сына в Дом малютки. Правда, не отказалась от него. Через год малыша забрала прабабушка, которая, в общем-то, и настроила внучку отдать кроху. История весьма непростая. Что будет дальше с этим ребенком? Какая его судьба ждет? Ответы на эти вопросы найти сложно.
Чтобы таких примеров было меньше, Наталья Новикова мечтает создать социальную гостиную для девочек-подростков, так называемую школу осознанного материнства, и еще один клуб для матерей, имеющих детей-инвалидов.
Комментирует психолог Армине ВОРОНОВА, преподаватель кафедры психологии Московского гуманитарного института им. Дашковой:
– Школа материнства необходима матерям-одиночкам. Ничего плохого в слове «одиночка» нет, ведь каждый человек одинок по-своему. Если мы говорим о специфике, то у матерей-одиночек есть незаполненное пространство. Здесь они могут восполнить дефицит общения, повысить свою самооценку, понять, что являются полноценными женщинами, которые могут воспитывать детей. В этой школе получают не только знания, но и опыт осознания себя и восприятия положительного образа жизни.
Обычно для молодых мам образцом для подражания является своя семья, для матерей-сирот – детский дом. Зачастую взаимоотношения между поколениями сложные, они и закладывают так называемые родительские программы. С девушками мы проводим тренинги, на которых рассматриваем эти программы, размышляем о том, что внушают, пускай и косвенно, родители, какие интонации слышит ребенок, что он понимает. На тренингах мы показываем, как лучше общаться. Мы ничего не навязываем, потому что у каждого свой дом. Но это помогает юным мамам и детям развиваться. Мама может потом проанализировать свои действия и понять, как то или иное действие повлияет на ребенка. Тренинги предусматривают разные виды общения: и беседы, и ролевые игры.