Вода без олигархов амбициозный проект
Прояснилась интрига с уходом Сергея Яшечкина и Александра Баженова с постов председателя и заместителя председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы». На днях они заявили об основании нового амбициозного проекта в сфере ЖКХ – ООО «Евразийское водное партнерство». Его цель – создание национального оператора по водоснабжению и водоотведению.
По словам руководителя проекта С. Яшечкина, на сегодняшний день зарегистрирована управляющая компания с уставным капиталом в 200 млн. рублей, которая в партнерстве с ведущими отечественными и западными специализированными компаниями будет развивать бизнес по реабилитации и модернизации систем водоснабжения и водоотведения российских городов. По словам С. Яшечкина, предварительная экспертиза рынка показала высокий спрос на услуги частного оператора со стороны муниципалитетов и менеджмента региональных водоканалов. Предполагается, что через 2-3 года в проект «Евразийского водного партнерства» войдет до десяти городов с общим числом жителей 5–7 млн. человек.
С. Яшечкин покинул пост председателя правления РКС в первых числах октября. Ничто не предвещало такого неожиданного шага, учитывая, что он дал высокую оценку команде менеджеров РКС, которая, по его мнению, за полтора года вывела компанию на устойчивую фазу развития. На презентации нового проекта С. Яшечкин постарался объяснить его и А. Баженова демарш так: «Уход из РКС для нас – это не какой-то неожиданный процесс. Наш новый проект в определенном смысле является развитием философии и методологии бизнеса водоснабжения и водоотведения, который мы начали в «Российских коммунальных системах». По мере углубления наших знаний о ситуации и о возможностях реструктуризации муниципальных компаний в рыночные стало очевидно, что управляющие компании на национальном уровне должны строиться по отраслевому принципу».
Почему была выбрана водная отрасль? Внимание С. Яшечкина к этому бизнесу можно объяснить, очевидно, тем, что он в течение пяти лет стажировался в преуспевшей в этой отрасли французской компании «Суэц», и надо думать, представляет, как можно наладить дело, за счет чего можно получить в этом бизнесе прибыль.
Интерес запада
Хотелось бы напомнить, что крупный разговор о возможностях преобразований в нашем водном хозяйстве произошел весной этого года. Тогда в одном из московских пансионатов состоялась конференция «Реформирование систем водоснабжения и водоотведения в пилотных городах России». На организованном при участии германской консалтинговой компании OST-EURO мероприятии крупный бизнес убеждал представителей субъектов РФ в целесообразности и перспективности внедрения у нас западного опыта развития систем водоснабжения. В качестве примеров рассматривались пилотные проекты, реализованные рядом западных структур во Владимире, Костроме, Пскове и Ярославле.
«В России сейчас идет активная реформа ЖКХ, и, судя по всему, к этому процессу должен подключиться частный сектор. Для нас российский рынок, конечно, очень важен», – заявила «Росбизнесконсалтингу» Мариана Итева, глава московского представительства Severn Trent Water International, одной из крупнейших в мире (с оборотом в 2,9 млрд. долл.) операторских компаний, занимающихся водоснабжением.
Американский и европейский варианты
В перспективе предполагаются два основных варианта реформирования отечественного водного хозяйства. Так называемый американский, активно поддерживаемый Всемирным банком, предусматривает проведение масштабного акционирования муниципальных водоканалов с последующей передачей их в концессию иностранным компаниям. Поэтому ВБ сделал ставку на продвижение реформирования водоснабжения «сверху», а именно на принятие закона об инвестиционных соглашениях. В качестве консультационной организации используется финансируемый этим банком фонд «Институт экономики города».
А так называемый европейский вариант, продвигаемый Европейским банком реконструкции и развития, предполагает акционирование муниципальных водоканалов. При этом европейские компании хотели бы «приватизировать функции», а именно получить права на предоставление услуг по водоснабжению. В отличие от ВБ, европейцы действуют «снизу», внедряя свои проекты на муниципальном уровне, вроде пилотных проектов в ряде городов Центральной России. Этим вариантом проекта занимаются фонд OST-EURO и немецкий банк KFW. С российской стороны задействованы ОАО «РКС» и «Альфа-Групп».
Кстати, сейчас на этом направлении в Восточной Европе наиболее активно работает британская компания Severn Trent Water International, которая постепенно подминает под себя системы водоснабжения стран бывшего соцлагеря. Однако в Severn Trent Water International утверждают, что их работа в нашей стране в настоящее время ограничивается лишь консультационными услугами, поскольку в России нет системы эффективного тарифного регулирования и нормативно-правового режима в этой сфере. Но в будущем, с улучшением этих условий, компания готова перейти и к операторским услугам.
Не имперский бизнес
При презентации нового проекта А. Баженов особо подчеркнул, что ООО «Евразийское водное партнерство» станет первой частной компанией – национальным оператором в сфере коммунального хозяйства, созданной без участия олигархического капитала. По мнению инициаторов проекта, сегодня в России сфера водоснабжения и водоотведения по правовым условиям является наиболее перспективной для развития крупного частного бизнеса. «Этот бизнес является не имперским, что отличает его от РКС, а сетевым, – убежден А. Баженов. – Менеджмент подавляющего большинства водоканалов является компетентным, квалифицированным и настроен на конструктивный вклад в развитие городов».
Цена вопроса
Возможными источниками финансирования бизнеса в области водоснабжения и водоотведения, кроме частных инвестиций, А. Баженов называет бюджетные средства, имеющиеся сегодня в наличии в результате профицита бюджета и недостатка профессионально разработанных проектов в сфере ЖКХ. А также средства пенсионных фондов, которые за рубежом традиционно вкладываются в долгосрочные инфраструктурные проекты. Что касается цены вопроса, то в России объем услуг водоснабжения и канализации оценивается в 3-4 млрд. долларов. Большую часть этого рынка занимают две крупнейшие российские компании – «Мосводоканал» и «Водоканал» города Санкт-Петербурга, которые сами по себе могли бы стать национальными операторами, если бы на это было желание руководителей соответствующих муниципалитетов.
По мнению специалистов, реализация в нашей стране как американского, так и европейского проектов развития водоснабжения чревато потрошением кошельков потребителей. Дело в том, что оба варианта направлены на максимальное получение прибыли участвующих в них иностранных компаний. А это автоматически приведет к росту тарифов. Пример тому – город Владимир, где начали работать компании из Германии. За полтора года наведения немецкого порядка на владимирской земле тарифы для потребителей увеличились в восемь раз! Тот же А. Баженов заявляет, что «…если граждане хотят целый месяц потреблять чистую воду, она не может стоить дешевле бутылки пива». А поскольку в проекте «Евразийского водного партнерства» модель совместного сотрудничества муниципалитетов и частных управляющих компаний (трубами, очисткой и доставкой воды до потребителя будет заниматься частная компания, а город будет устанавливать такие тарифы, которые сделают этот бизнес выгодным), местным властям нужно повести дело таким образом, чтобы умерить аппетиты большого капитала и не допустить заоблачных тарифов на воду.