Петр Бирюков: «Пора действовать системно»
Что такое система управления районом, округом? Как качество управления влияет на качество жизни обычного москвича? Об этом наш корреспондент беседовал с префектом Южного административного округа, министром правительства Москвы Петром Бирюковым.– Петр Павлович, расскажите, какие, на ваш взгляд, недостатки есть во вверенном вам хозяйстве?
– Есть упущения в проведении реформы ЖКХ, в содержании и эксплуатации жилищного фонда. Нетерпимо слабое взаимодействие местных властей с населением. Ведь из-за этого жители вынуждены обращаться к властям округа, а то и города. Я настаиваю, чтобы в управах выполняли первейшую обязанность местных властей: внимательно относились к людским нуждам! Впечатление о содержании и эксплуатации жилищного фонда таково: большие подвижки в этом деле за последние два года. Но в работе нужна система.
Первоочередное дело – продолжать программу «Мой двор, мой подъезд». В нее вкладываются немалые деньги, но действия предпринимаются бессистемные, отдельными «мазками»: благоустраиваем двор, другой, третий… Ныне ставим задачу делать это комплексно, микрорайонами. И если в их составе школы, детсады, поликлиники, торговый центр – все в комплексе и благоустраивать, независимо от ведомственной подчиненности. Пора действовать системно, и тогда каждый житель сможет дать оценку работе властей.
– Как коммунальные службы работают с жилищным фондом, с жителями?
– Как-то в выходной день я зашел в одну диспетчерскую района «Орехово-Борисово Северное», и обнаружил, что, принимая заявки от жителей, диспетчер их не регистрировала. Не знала, сколько домов в ее ведении, какова обслуживаемая территория, какие были заявки. Это ненормально! Другой пример: в одном из домов района «Нагатинский Затон» сделан хороший ремонт, а жители нам указали на грязь, оставленную строителями, на немытые и разбитые окна после ремонта фасада. Разве и это нормально?
Увы, такие случаи нередки, и жители реагируют на них крайне болезненно. Ведь люди видят: деньги их, налогоплательщиков, вложены, а должного эффекта нет. Моя задача – построить систему, которая бы полностью исключила подобные упущения. Дворы должны быть достойны звания «Московский двор»: чтобы в каждом были спортивные, детские площадки, газоны, места для автомашин. А то ведь пока чуть не всюду металлические тенты-укрытия…
– Что в перспективе с отселением пятиэтажек?
– За последние два года и на этом направлении сделан большой прорыв, построена система, которую мы намерены развивать. В этом году должны снести 79 тыс. кв. м пятиэтажек. Но в округе не самое большое число пятиэтажек под снос: программу выполним уже в 2003 году. К примеру, в Северном округе программа рассчитана до 2010 года, там за этот срок надо снести 2 млн. кв. м, а это треть всех пятиэтажек города.
В пяти районах Южного округа число пятиэтажек под снос определено, программа отработана и продолжается. Причем впредь планируем переселять жителей так, чтобы они оставались на территории округа. Но если пожелают жить в других округах, препятствовать не станем.
– Как оцениваете нынешний этап жилищной реформы, связанный с образованием ТСЖ и кондоминиумов в округе?
– Сегодня, с моей точки зрения, эта работа находится на нулевой отметке. На эту тему провели заседание коллегии префектуры, подтвердившее столь резкую оценку. Оказалось, что даже обязанные этим заниматься руководители в префектуре не имеют понятия, что такое ТСЖ и как оно создается, на какой базе, что такое кондоминиумы. Поэтому работа предстоит серьезная, поскольку это – главная составная часть реформы ЖКХ.
Все жители должны определиться, какую форму управления жилищным фондом избирают. Кого пригласят им управлять, обслуживать его. Вероятно, тех, кто возьмет меньшую плату за услуги, создаст лучшие условия, комфорт. Сколько бы сегодня денег ни вкладывал город в благоустройство, в ремонт, все будет мало до тех пор, пока жилье не обретет хозяина. До той поры не исчезнут нарекания жителей, упреки по поводу низкого качества содержания жилищного фонда. Бесспорно, создание ТСЖ и подобных форм собственности – очень важное направление нынешнего этапа реформы.
– Но ведь системе ДЕЗов нет альтернативы…
– Не согласен. Приведу пример из собственной практики: в бытность супрефектом района «Выхино» мне удалось создать альтернативную частную негосударственную дирекцию для управления жилищным хозяйством, которой передают выделяемые на эти цели бюджетные деньги, и она их толково использует, привлекая подрядчиков… Есть прообраз такой работы в жилищно-строительных кооперативах. Напомню: ЖСК получали свой кусочек дотации, занимались сбором квартплаты, и нанимали себе эксплуатирующую организацию. Вот сейчас и надо создать механизм, который позволит для управления жильем нанимать частные структуры. Чтобы в первую очередь жителям было выгодно и комфортно.
Дмитрий НИЖЕГОРОДЦЕВ
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Петр Павлович Бирюков окончил педагогический и политехнический институты в Курске. С 1973 года занимал руководящие посты в трестах Мострансстрой, Главмосстрой. С 1990 года – супрефект района Выхино, с 1996 года – первый заместитель префекта Центрального округа, с 2000 года – префект Северного округа. С февраля 2002 года – префект Южного округа. Имеет звания «Заслуженный строитель России», «Почетный строитель Москвы», доктор экономических наук. Женат, двое детей, внук.