Мы не рабы, – ленивы мы!
Телевизионщики тщательно оберегают имена зрителей, опрос которых позволяет определить рейтинг телепередач. А вот страховщики такой тайны не делают. Были выбраны 750 конкретных москвичей, представляющих различные профессиональные, возрастные и социальные слои населения. Плюс к ним – 88 специалистов: работников городских, окружных, районных структур управления, жилищных организаций, исследовательских и других учреждений. У них решили узнать: что им нравится, а что не нравится в городской программе страхования жилья. Что знают вообще о системе? Каковы их предложения по ее улучшению? Опрос проводился Международным фондом инвестиционных проектов по заказу Городского центра жилищного страхования. Руководила им доктор экономических наук, профессор Ариадна КИРИЛЛОВА
Первый вывод – популярность страхования «фифти-фифти». У половины респондентов были полисы, у половины – нет. Между прочим, в 2000 году, когда проводился последний такой опрос, застрахованных было только 43%. 90% из нынешних пользуются услугой два и более года. При этом городскую схему они считают явно предпочтительнее коммерческой: на «дорогих» условиях застраховали свое жилье только 2,5% респондентов. А получили страховое возмещение – опять-таки по городской схеме – 15% (четыре года назад таких был только 1 процент).
Что и говорить – стареет жилищный фонд. Но есть обнадеживающий момент: после несчастных случаев помощь получают все больше горожан.
Что привлекает людей в городской схеме страхования?
Доступный страховой взнос (24%), рассылка страховых документов по квартирам (17%), гарантии правительства Москвы (15%). В 2000 г. последних, кстати, было в полтора раза меньше. И, наконец, стабильность системы страхования, а также многолетний опыт работы с компаниями. Это отметили 9% москвичей.
Заметно повысился уровень информированности населения о городской программе: если в 2000 г. о ней ничего не знали 52%, то ныне – только 20. «Хорошо информированными» признали себя 48% опрошенных (против 33% в 2000 г.). При этом 22% все же сказали, что не знают, что считается страховыми случаями, т.е. когда они имеют право на возмещение потерь. 18% оставались в неведении, что им делать в случае аварии или пожара в квартире. И, наконец, пятая часть респондентов оказалась наиболее любопытной: их интересовала перспектива развития городской программы.
А теперь вопрос ко второй половине: почему не застраховались?
23% объяснили это недостатком информации (4 года назад об этом говорили 33% опрошенных – хотели бы, да не знали, куда обратиться), 13% – недоверием к компаниям, участвующим в программе (прежде их было вдвое больше), 11% – недоверием к страхованию вообще (то есть сгорит – не сгорит квартира, все равно они не надеются, что им кто-нибудь поможет), 9% – малой суммой возмещения. И лишь для 3 процентов услуга оказалась дорогой.
Скептиков характеризуют еще и такие ответы: 8% не желают страховать квартиры ни при каких обстоятельствах, более 40% не имеют определенного мнения по этому вопросу, а вот около 27% все же готовы оформить договор страхования, но только на льготных условиях.
Отрадный показатель: 70% респондентов выразили уверенность, что городская система помощи нужна. Среди них, видимо, немало будущих клиентов страховых компаний.
Источники информации: четверть опрошенных москвичей узнали об услуге из свидетельств и документов на коммунальные платежи, брошенных в почтовый ящик; от соседей, знакомых, коллег – 12%; из газет – 11%; по радио и телевидению – 8%; из Интернета – 6%. Но вот один странный факт: до 75% опрошенных не знают конкретных условий договора, в том числе размер взноса, перечень рисков, последовательность действий при наступлении страхового случая, название компании, работающей на их территории. Хотя вся эта информация содержится в страховом свидетельстве и платежных документах, которые люди достают из своих почтовых ящиков! Как не констатировать: ленивы мы и нелюбопытны…
Но вот случилось несчастье. Какую помощь предпочтут? Деньги от компании – 73% респондентов, ремонт силами ДЕЗа – 8%. А вот 6% предпочтут деньги за счет виновника происшествия.
Что не удовлетворяет людей? Порядок страхования квартиры вместе с оплатой жилищно-коммунальных услуг – 11% опрошенных. Почти 70% респондентов затрудняются с ответами на вопросы о полноте перечня страховых рисков и размере страхового возмещения, а также о качестве обслуживания по договору страхования. Значит, не очень довольны… Почти десятая часть сомневается в правильности начисления страховых взносов, 14% не удовлетворены качеством рассылки страховых документов, 15% – процедурой оформления ДЕЗом акта о причине аварии в квартире. И, наконец, пятая часть хотела бы обладать большей информацией о компаниях, которым они доверяют деньги.
Какие вносят предложения?
Возмещать ущерб, причиненный жилью действиями ремонтных или эксплуатирующих организаций – 23%, повысить уровень выплат, сохранив доступность страхования для широких слоев населения – пятая часть, более полно информировать жителей о порядке и условиях страхования – 18%, ввести различные ставки страхового взноса в зависимости от набора страховых услуг – 16%. Специалисты, кроме того, считают необходимым усилить контроль за деятельностью страховых компаний. Об этом говорили 16% опрошенных.
Москвичи полагают также, что на льготных условиях могут осуществляться и другие виды страхования: ущерба, причиненного жилью действиями третьих лиц (37%), страхование не только квартир, но и домов (чердаков, крыш, подвалов и т.д.) – 21%.
Денежные вопросы
Более 80% специалистов не одобряют снижение ответственности правительства Москвы по возмещению ущерба (сейчас, напомним, она составляет 50%, а начинали с 80%). А вот что касается простых москвичей, то они согласны на некоторое увеличение страховых взносов, но в обмен на улучшение качества услуги и при условии, что страхование останется доступным для большинства. Об этом говорила половина опрошенных.
И, наконец, среди жителей домов, управляемых товариществами собственников жилья, к страхованию объектов общей собственности положительно относятся 53%, отрицательно – менее 7%.
А что думают муниципалы? Включение в договор социального найма обязательства по страхованию жилья поддерживают 29% опрошенных, против этого – 17%. И, наконец, до 90% опрошенных специалистов согласны с тем, что необходимо страховать ответственность подрядных организаций, осуществляющих ремонт и эксплуатацию жилищного фонда.
Таков вот глас народа…