04:05:58
23 ноября 2024 г.

Мы не рабы, – ленивы мы!

СтрахованиеТелевизионщики тщательно оберегают имена зрителей, опрос которых позволяет определить рейтинг телепередач. А вот страховщики такой тайны не делают. Были выбраны 750 конкретных москвичей, представляющих различные профессиональные, возрастные и социальные слои населения. Плюс к ним – 88 специалистов: работников городских, окружных, районных структур управления, жилищных организаций, исследовательских и других учреждений. У них решили узнать: что им нравится, а что не нравится в городской программе страхования жилья. Что знают вообще о системе? Каковы их предложения по ее улучшению? Опрос проводился Международным фондом инвестиционных проектов по заказу Городского центра жилищного страхования. Руководила им доктор экономических наук, профессор Ариадна КИРИЛЛОВА
Первый вывод – популярность страхования «фифти-фифти». У половины респондентов были полисы, у половины – нет. Между прочим, в 2000 году, когда проводился последний такой опрос, застрахованных было только 43%. 90% из нынешних пользуются услугой два и более года. При этом городскую схему они считают явно предпочтительнее коммерческой: на «дорогих» условиях застраховали свое жилье только 2,5% респондентов. А получили страховое возмещение – опять-таки по городской схеме – 15% (четыре года назад таких был только 1 процент).
Что и говорить – стареет жилищный фонд. Но есть обнадеживающий момент: после несчастных случаев помощь получают все больше горожан.
Что привлекает людей в городской схеме страхования?
Доступный страховой взнос (24%), рассылка страховых документов по квартирам (17%), гарантии правительства Москвы (15%). В 2000 г. последних, кстати, было в полтора раза меньше. И, наконец, стабильность системы страхования, а также многолетний опыт работы с компаниями. Это отметили 9% москвичей.
Заметно повысился уровень информированности населения о городской программе: если в 2000 г. о ней ничего не знали 52%, то ныне – только 20. «Хорошо информированными» признали себя 48% опрошенных (против 33% в 2000 г.). При этом 22% все же сказали, что не знают, что считается страховыми случаями, т.е. когда они имеют право на возмещение потерь. 18% оставались в неведении, что им делать в случае аварии или пожара в квартире. И, наконец, пятая часть респондентов оказалась наиболее любопытной: их интересовала перспектива развития городской программы.
А теперь вопрос ко второй половине: почему не застраховались?
23% объяснили это недостатком информации (4 года назад об этом говорили 33% опрошенных – хотели бы, да не знали, куда обратиться), 13% – недоверием к компаниям, участвующим в программе (прежде их было вдвое больше), 11% – недоверием к страхованию вообще (то есть сгорит – не сгорит квартира, все равно они не надеются, что им кто-нибудь поможет), 9% – малой суммой возмещения. И лишь для 3 процентов услуга оказалась дорогой.
Скептиков характеризуют еще и такие ответы: 8% не желают страховать квартиры ни при каких обстоятельствах, более 40% не имеют определенного мнения по этому вопросу, а вот около 27% все же готовы оформить договор страхования, но только на льготных условиях.
Отрадный показатель: 70% респондентов выразили уверенность, что городская система помощи нужна. Среди них, видимо, немало будущих клиентов страховых компаний.
Источники информации: четверть опрошенных москвичей узнали об услуге из свидетельств и документов на коммунальные платежи, брошенных в почтовый ящик; от соседей, знакомых, коллег – 12%; из газет – 11%; по радио и телевидению – 8%; из Интернета – 6%. Но вот один странный факт: до 75% опрошенных не знают конкретных условий договора, в том числе размер взноса, перечень рисков, последовательность действий при наступлении страхового случая, название компании, работающей на их территории. Хотя вся эта информация содержится в страховом свидетельстве и платежных документах, которые люди достают из своих почтовых ящиков! Как не констатировать: ленивы мы и нелюбопытны…
Но вот случилось несчастье. Какую помощь предпочтут? Деньги от компании – 73% респондентов, ремонт силами ДЕЗа – 8%. А вот 6% предпочтут деньги за счет виновника происшествия.
Что не удовлетворяет людей? Порядок страхования квартиры вместе с оплатой жилищно-коммунальных услуг – 11% опрошенных. Почти 70% респондентов затрудняются с ответами на вопросы о полноте перечня страховых рисков и размере страхового возмещения, а также о качестве обслуживания по договору страхования. Значит, не очень довольны… Почти десятая часть сомневается в правильности начисления страховых взносов, 14% не удовлетворены качеством рассылки страховых документов, 15% – процедурой оформления ДЕЗом акта о причине аварии в квартире. И, наконец, пятая часть хотела бы обладать большей информацией о компаниях, которым они доверяют деньги.
Какие вносят предложения?
Возмещать ущерб, причиненный жилью действиями ремонтных или эксплуатирующих организаций – 23%, повысить уровень выплат, сохранив доступность страхования для широких слоев населения – пятая часть, более полно информировать жителей о порядке и условиях страхования – 18%, ввести различные ставки страхового взноса в зависимости от набора страховых услуг – 16%. Специалисты, кроме того, считают необходимым усилить контроль за деятельностью страховых компаний. Об этом говорили 16% опрошенных.
Москвичи полагают также, что на льготных условиях могут осуществляться и другие виды страхования: ущерба, причиненного жилью действиями третьих лиц (37%), страхование не только квартир, но и домов (чердаков, крыш, подвалов и т.д.) – 21%.
Денежные вопросы
Более 80% специалистов не одобряют снижение ответственности правительства Москвы по возмещению ущерба (сейчас, напомним, она составляет 50%, а начинали с 80%). А вот что касается простых москвичей, то они согласны на некоторое увеличение страховых взносов, но в обмен на улучшение качества услуги и при условии, что страхование останется доступным для большинства. Об этом говорила половина опрошенных.
И, наконец, среди жителей домов, управляемых товариществами собственников жилья, к страхованию объектов общей собственности положительно относятся 53%, отрицательно – менее 7%.
А что думают муниципалы? Включение в договор социального найма обязательства по страхованию жилья поддерживают 29% опрошенных, против этого – 17%. И, наконец, до 90% опрошенных специалистов согласны с тем, что необходимо страховать ответственность подрядных организаций, осуществляющих ремонт и эксплуатацию жилищного фонда.
Таков вот глас народа…

Ибрагим Галямов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация