22:18:13
23 ноября 2024 г.

Владимир Владимирович, у меня – протечка…

Представьте — американская семья Дугласов забыла закрыть кран в своей ванной и устроила тем самым грандиозный потоп в квартире этажом ниже, у Смитов…Ненормальные люди
Пострадавшие от протечки Смиты пишут письмо президенту США Бушу: «Дорогой и уважаемый, Джордж-младший! Шесть месяцев назад нашу квартиру затопила семья Дугласов, протечка случилась по их вине, но возмещать убытки, причиненные нам, Смиты отказываются…»
Далее потерпевшие излагают свои хождения по мукам. Ни организация, обслуживающая дом, ни его собственник, ни суд не помогли Смитам в их борьбе за возмещение нанесенного ущерба. Вся надежда… только на президента: «Помогите, Джордж, взыскать убыток через суд…»
— Анекдот, — скажете вы и будете правы.
Но однажды высокопоставленный чиновник Госстроя РФ, попытался выяснить, как действуют американские граждане в ситуациях, когда их затопят соседи, когда испорчены краны, а зимой вышло из строя центральное отопление в муниципальном доме. Реально ли приведенное письмо президенту США с просьбой о помощи? – поинтересовался наш чиновник у сенатора США при встрече.
Четырежды переводчик переводил сенатору вопрос, но тот так и не смог понять его смысл. Потом сказал: «А… должно быть, имеется в виду ненормальный человек…»
Вот так. Нормальному американцу в голову не придет обращаться к президенту страны по поводу недоброкачественности коммунальных услуг или промочки, вырастающей в процесс века. Действует (и неукоснительно!) установленный порядок защиты прав потребителей услуг и возмещения убытка, причиненного гражданам.
А в Центральную приемную президента России приходят сотни тысяч жалоб, связанных с условиями проживания. Они составляют больше половины всех обращений. Чтобы как-то упорядочить этот «девятый вал», президент создает сеть приемных по всей стране своих полномочных представителей, куда могут обращаться отчаявшиеся граждане, переполненные гневом на действия чиновников.
Это – попытка разорвать порочный круг, по которому традиционно ходит жалоба простого человека, слишком часто возвращающаяся к тому, на кого и жалуются. В Москве уже работают такие приемные в семи административных округах города.
Синдром: «Вот приедет барин…
Копится и нарастает социальное раздражение, связанное с беззащитностью людей от произвола чиновников на местах, «ведающих» условиями проживания граждан.
Смогут ли общественные приемные полномочных представителей президента в регионах страны снять это общественное напряжение? Смогут ли они реально защитить законные интересы граждан в реалиях нашей жизни? Или явятся очередным «клапаном» для стравливания, то есть выпускания пара социального напряжения – покажут уже первые месяцы работы таких приемных. Двери их – открыты. Не мелочитесь, граждане, жалуйтесь традиционно «барину», извините – президенту! Причин к тому у граждан больше, чем хотелось бы иметь государству: неработающее отопление, дырявые рамы и двери, текущие краны, переселения из сносимых домов с нарушениями прав граждан и эти разрушающие налаженный быт промочки-протечки.
Жутко становится от обилия судебных исков москвичей, чьи квартиры пострадали от потопа, устроенного соседями на верхнем этаже. Нравы на нашем общественном дворе таковы, что в большинстве случаев истец и ответчик не способны договориться, и мирно разойтись, компенсировав ущерб.
Суды удовлетворяют правомерные требования истцов, но реально взыскать с ответчика сумму, равную ущербу, причиненному протечкой, почти невозможно. Даже с помощью судебных приставов. На взыскивание уходят многие месяцы, а часто даже годы, как, например, у Людмилы Ивановны Лизуновой, чей иск к господину Ланину удовлетворил Гагаринский межрайонный суд.
Осознание истцами полной своей беспомощности перед ответчиками, попирающими решение суда, формирует в людях жажду отмщения. Чувство это хотя и правое, но агрессивное, подталкивающее «стучаться» (при том громко!) в самые «высокие двери». – А то тебя не услышат: «Владимир Владимирович, обижают… У меня – протечка!..»
Верно сказал поэт: какие нравы на дворе, таков мессия… Пожалуйста, жалуйтесь…
А на деле мы имеем взаимную нетребовательность двух сторон: власти – к должностным лицам, работающим с населением. И граждан – к этим же самым должностным лицам. Стучать привычно кулаком по столу чиновника – это не значит требовать. Скорее это – типичное проявление бессилия. Впрочем, и власть не может сладить с равнодушием, крохоборством, с корыстью чиновников. Что же дальше?
А в странном терпении очень многих людей я усматриваю не только душу притерпевшегося подданного государства Российского, но и житейскую мудрость россиян, всей прежней советской жизнью приученных не лезть на рожон. Себе дороже.
Более молодое поколение все же уже пытается опереться на законы, защищая свои права, не дожидаясь, пока проблема «устаканится» сама собою.
Обе модели поведения старшего и младшего поколений свидетельствуют о том, что законодатели, рассуждающие о строительстве правового государства, так и не создали еще модель поведения граждан в конфликтной ситуации.
Вот и получается: надежнее всего пробиваться к президенту, если на законы надежды нет…

Лидия Лукьянова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация