Очередников ждут по вторникам
Все течет, все изменяется. И цепочку очередников, годами ожидающих улучшения своих жилищных условий, не стоит представлять неким монолитом. Ведь каждый очередник – не просто строчка в огромном списке фамилий. В жизни случаются совершенно неожиданные повороты. Кто-то порой нуждается в срочной помощи, а у кого-то, напротив, вдруг появилась возможность самому решить квартирный вопрос. В этом корреспондент «КР» убедился, побывав на приеме населения, который вел начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Западном округе Юрий МАРКОВ.
Хотя еще до начала приема в Управлении собираются десятки людей, никакого ажиотажа и шума, обычно присущего длинным очередям, в приемной нет. В общем-то, многие здесь бывают регулярно и уже знают, что в этом учреждении работают до последнего посетителя.
Первой в кабинет, где ведется прием, опираясь на палочку, вошла пожилая женщина. Легко было догадаться, что этот выход из дома ей дался с трудом. Татьяна Петровна назвала свой адрес, сказала, что с 2001 года ожидает возможности понизить этажность жилья, и перешла к изложению своей просьбы:
– Не могу выходить на улицу. Потом подниматься на пятый этаж очень тяжело. Целое лето пролежала в больнице, ноги очень болят…
– А почему не поехали в дом 9 на Химкинском бульваре? Это же совсем рядом с вами, второй этаж, – поинтересовался Юрий Александрович по поводу ранее предложенного варианта.
– Там нет балкона. Ходить мне трудно. Значит, придется сидеть в четырех стенах, – грустно вздохнула посетительница. – Знаете, так хочется на старости лет наконец-то пожить нормально. А может, есть что-то в новостройке? Я с радостью поехала бы на первый этаж.
Татьяна Петровна назвала и другой адрес – в старом доме по соседству. Там, на втором этаже, недавно умерла хозяйка, и квартира освободилась. Ю. Марков дал ответ на оба вопроса. Квартиры в новых домах сейчас в основном предоставляются переселенцам из старых пятиэтажек. А названную квартиру по существующим правилам полгода нельзя заселять. Вдруг найдутся наследники. И все-таки в самое ближайшее время начальник управления пообещал предоставить ветерану подходящую квартиру из разряда «за выбытием».
Второй тоже зашла бабушка. Лидия Ивановна сказала, что хочет проконсультироваться. В однокомнатной квартире она живет вместе с семьей внучки, состоящей из двух человек. В очереди – восемь лет. Дом предназначен к сносу. Стоит ли молодым вступать в молодежную программу по доступному жилью? Они хотели бы выкупить в рассрочку трехкомнатную квартиру в расчете на пополнение семейства.
– Конечно же, стоит, – говорит Ю. Марков. – Исходя из ваших условий, трехкомнатную квартиру молодые после сноса дома все равно не получат. Да и дом ваш в ближайшие два года вряд ли снесут. За это время у молодых есть шанс уже поселиться в новой квартире. К тому же при рождении ребенка часть суммы, которую надо выплатить, с них спишется.
– А если они уедут, надо ли мне приватизировать квартиру?
– В данном случае это имеет смысл. Только лучше это сделать, когда молодая семья уже пропишется на новой площади.
Определившись с неясными вопросами, Лидия Ивановна уходит домой в хорошем настроении.
Следующей была молодая женщина с мальчиком. Полуторагодовалый малыш оказался весьма шустрым – тут же с любопытством потопал изучать незнакомое пространство кабинета. Маму тем временем волновало другое.
– Мы живем с родителями в двухкомнатной хрущевке, на очередь встали в 2004 году, – начала рассказывать Лилия Александровна. – У бабушки в деревне был инсульт. Родители приняли решение привезти ее сюда вместе с дедушкой, чтобы можно было оказывать необходимую помощь. А что теперь делать нам, где жить? Я не знаю. И со здоровьем у меня проблемы, состою на учете у невропатолога. Если понервничаю, ноги немеют. Скажите, пожалуйста, можно получить какое-нибудь жилье по молодежной программе? Мы готовы поехать хоть в общежитие, хоть в коммунальную квартиру.
По всей видимости, начальнику управления приятно дать положительный ответ:
– Двухкомнатную квартиру по этой программе мы вам предоставить сейчас не можем. Это большой дефицит, а вот невостребованные однокомнатные пока есть. Давайте будем готовить документы. Только обязательно принесите справку о состоянии здоровья. И не затягивайте.
За подробными разъяснениями Ю. Марков направил молодую маму к соответствующему специалисту.
Вошедшие пожилая и молодая женщины – мать и дочь – оказались переселенцами. В данном случае их не устраивал район, где предоставлялось новое жилье. Сами они из Северного Тушина, дочь работает в этом же районе медсестрой. Зарплата у нее небольшая. Чтобы добираться на работу из Строгина, на дорогу каждый день будет уходить не менее сотни рублей. Посетительницы со слезами в голосе просили подобрать что-нибудь в районе их нынешнего проживания. Причем, как выяснилось, большого запаса времени для выбора у них практически нет:
– Знаете, в доме нас уже осталось всего-то четыре семьи. Все давно уехали. Вчера к нам приходила очередная комиссия. Грозились выбить двери, если будем задерживать снос.
Ю. Марков задумался. Хотелось помочь. Однако дом на улице Вилиса Лациса будет сдаваться только к Новому году. Где в срочном порядке найти подходящее жилье?
Со стороны ситуация казалась немного странной. Почему бы посетительницам не переехать в предоставляемую им роскошную квартиру в доме с многообещающим именем «Капитан»? Потом наверняка можно поменять такое жилье на что-то менее престижное с доплатой. Но, по-видимому, для таких шагов нужна определенная решительность и предприимчивость.
Еще одна молодая женщина пришла с просьбой посодействовать в получении жилья ее отцу-инвалиду, потерявшему зрение на производстве. Получилось очень обидно – семья практически дождалась своей очереди, но тут вышло постановление правительства Москвы, согласно которому квартиры стали распределяться пропорционально между всеми тремя группами очередников.
– В районе мой отец один остался не получившим жилье по инвалидности. Он уже и веру потерял, что дождется своей очереди…
Ю. Марков пообещал, что этот заслуживающий особого внимания случай будет вынесен управлением на рассмотрение городской комиссии:
– Будем надеяться, что удастся доказать необходимость срочного решения вопроса.
С каждым посетителем на приеме, который проходит по вторникам, сотрудники Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы в СЗАО беседуют неторопливо, внимательно выясняя сложившуюся ситуацию. Особые обстоятельства отмечаются в журнале. На поступившие вопросы в течение месяца здесь даются письменные ответы. Хорошая организация повышает эффективность работы, не правда ли?