Хозяина дома сотворят на экране монитора
Времена деревянных счетов (а ведь хорошая была вещичка!), гроссбухов и ящиков с картотекой ушли. Жилкомхоз – не исключение. Недавно в Юго-Восточном округе Москвы состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства». Своими мыслями по этому поводу делится префект Юго-Восточного административного округа Владимир Зотов.Без современных информационных технологий невозможно проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства. Эти технологии должны обеспечивать мониторинг состояния жилых домов, инженерных сетей и коммуникаций, организацию расчетов с москвичами, контроль за потреблением тепла, света, воды и многое другое.
Техническая основа в городе имеется – разветвленная волоконно-оптическая сеть, которая позволяет дотянуться практически до каждого дома. Эта уникальная коммуникационная система создана в городе при активной поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова.
Те разнообразные автоматизированные системы, которые сегодня используются в московском жилищно-коммунальном комплексе, не отвечают современным требованиям: они, например, не защищают права потребителей жилищно-коммунальных услуг, а ведь это – одно из главных направлений жилищно-коммунальной реформы. Большинство этих систем просто не успевает за постоянно изменяющимся законодательством и не обеспечивает, скажем, прозрачности процесса начисления и оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Сегодня нужно уделить особое внимание именно тем информационным системам, которые используются при расчете платежей. Расчеты с населением надо делать на базе единого информационно-расчетного центра.
Единый информационно-расчетный центр – такая система сбора информации, которая позволит создать базу данных по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ. По идее, центр отменит бесконечные очереди в различные жилищные и ресурсоснабжающие организации. В почтовый ящик просто будут опускать единый документ – «счет-квитанцию». Такие центры, не исключено, будут базироваться на районном уровне с возможностью объединения в системе округа.
В Юго-Восточном округе есть территории, где внедрена банковская система расчетов с поставщиками услуг ЖКХ, например, в районе «Печатники». Но техническая оснащенность жилищно-коммунальных служб и объем требуемых финансовых вложений не везде позволяет нам внедрять подобные технологии.
Поэтому сегодня надо максимально использовать имеющийся потенциал, который, безусловно, есть в ДЕЗах и районных центрах жилищных субсидий: в дирекции пришли работать грамотные профессионалы, владеющие компьютерными технологиями. Хорошие информационные технологии имеют многие ведомства, и этот потенциал также должен быть использован.
То есть можно модернизировать уже внедренные системы, и такая возможность сегодня есть, в первую очередь на базе Городского центра жилищных субсидий, где создана трехуровневая (город-округ-район) информационная система.
Разработанная и внедренная центром технология позволяет начислять платежи за жилищно-коммунальные услуги, оформлять субсидии и льготы, автоматически делить платежи по предприятиям-поставщикам услуг, регулировать финансовые и информационные потоки. Такая система дает возможность совместить все платежи для населения за жилкомуслуг в один единый платеж с разбивкой по их видам, позволяет их начислять и перерассчитывать, делить в автоматическом режиме.
Однако, по мнению участников «круглого стола», эта технология – не единственно возможный путь. Например, директор ДЕЗа «Преображенское» из Восточного округа убеждена, что не надо ничего придумывать. В «Преображенском» уже несколько лет применяют данную схему по расчетам с поставщиками ресурсов и населением.
У каждого свой интерес
Сегодня реформа жилищно-коммунального хозяйства видится, на мой взгляд, с каждого уровня по-разному. Первый – бюджетный. По экономическим соображениям бюджет заинтересован сбросить с себя эту нагрузку, но задача социальной защиты малоимущих москвичей превалирует.
Второй уровень – естественные монополисты: Мосгортепло, Мосводоканал и другие заинтересованы в том, чтобы не потерять свое монопольное влияние. Реформа заставляет их работать в условиях конкуренции, контролировать тарифы и отчитываться перед потребителями. Но в своей хозяйственной деятельности они не заинтересованы в экономии реализуемых ресурсов, так как от объемов поставок напрямую зависит их прибыль.
Третий уровень – подрядные организации. Они реформу толкуют по-своему, понимая, что монополиста можно «раздробить», и стараются заработать на этом.
Конкуренция заставит работать эффективнее и тех, и других. А задача городских властей – привести этот механизм в действие с учетом интересов москвичей и обеспечения их социальной защитой.
Сегодня жители не могут влиять на качество услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство живет на дотации, конкуренция отсутствует. Реформа ЖКХ предполагает качественные изменения этой устаревшей схемы.
Прежде всего речь идет о передаче права распоряжаться бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно жителям. Именно жители больше всех заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Контролировать расходы причитающихся субсидий люди смогут с помощью персонифицированных социальных счетов граждан или домохозяйств. На эти счета будут переводиться адресные субсидии.
Когда гостиница превратится в дом
Сегодня мы оплачиваем какие-то невероятные объемы гипотетически расходуемых ресурсов. В действительности редко кто потребляет ежедневно 380 литров воды, вряд ли кому-то нужно 140 литров горячей воды. Некоторые москвичи предпочитают подолгу жить на даче. Получается, что они должны ходить по инстанциям и отстаивать свое право не платить за то, чем не пользовались.
Пока что инженерные системы учитывают показатели потребляемых ресурсов не по квартирам, а в целом по дому, при этом учет расходования ресурсов производится по-разному: газ в расчете на человека, тепло – по метражу квартиры. Получается, что экономия не выгодна поставщикам, а жители в этом и вовсе не заинтересованы. Зачем расходовать тепло по потребности, если его цена изначально определена?
Приборы учета и контроля должны быть в квартирах, тогда жителям действительно захочется экономить, а поставщики будут работать в условиях реальных затрат и регулирования тарифов.
Перед нами поставлена сложная задача: совместить информационную систему расчетов и технологии взаимодействия жилищно-коммунальных служб с потребителями, то есть с жителями и с поставщиками ресурсов.
В доме должен появиться хозяин – в этом я вижу основную цель реформы. Мы должны жить в нормальных условиях, дом и двор обязаны быть чистыми, а все домовые системы – исправно работать.
Увы, сегодня совсем другая картина. Жизнь в собственном доме скорее напоминает проживание в гостинице, причем почти половина москвичей считаются собственниками своего жилья. А на деле? Гражданин немножко платит за содержание своей собственности, но желает, чтобы она находилась в хорошем техническом состоянии. И искренне полагает, что обеспечить ему это обязан город.
Жители должны стать полноправными владельцами своей собственности, научиться разумно и эффективно управлять жильем. Поэтому магистральное направление реформы – создание товариществ собственников жилья, кондоминиумов, кооперативов, то есть юридических лиц, которые вправе привлекать профессионалов-управленцев. Тогда жители будут платить разумную сумму за обеспечение нормального сервиса в доме и при этом будут уверены, что на них никто не наживается.
Именно на такую реформу необходимо ориентировать современные системы управления и информационные технологии, в которые органично могут быть вписаны и районные расчетные центры.