Депутаты считают: градостроительство – важно
Мосгордума приняла постановление, утверждающее Положение о Комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы.Комиссия создана для координации законотворческой работы и подготовки к внесению в Мосгордуму и в правительство Москвы проектов городских законов и других документов, которые обеспечивают правовую основу градостроительства и перспективного развития Москвы.
В работе Комиссии будут участвовать депутаты МГД и специалисты, направляемые в нее мэром и правительством города. Возглавляют ее два сопредседателя. Сопредседатель комиссии от Мосгордумы – депутат Михаил Москвин-Тарханов.
Сервитут преткновения
Сервитут – слово латинское. По-русски – обязанность, повинность. Употребляют его исключительно в юридических документах, обозначая право пользования чужим имуществом в определенных пределах; например, право проезда, прохода, проведения коммуникаций через чужую территорию.
Этим словом обозначают и ограничения, предъявляемые к собственнику; например, право прорубать окно в чужой двор или строить терем выше, чем определено местными властями.
Как видим, слово нужное и важное. Тем не менее члены Комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы (той самой, недавно утвержденной), рассматривая на очередном заседании проект закона «Об обременениях градостроительных объектов в городе Москве» и, видимо, блюдя чистоту русского языка, термины «публичный сервитут» и «реальная повинность» предложили из текста проекта исключить. Впрочем, масштабная дискуссия при обсуждении законопроекта вызвана была иными причинами. Учитывая важность закона в градостроении, члены Комиссии проявили исключительную принципиальность, обнаружив в документе противоречия между отдельными статьями, а также нечеткое разграничение компетенции городских властей и органов местного самоуправления.
Стоит отметить, что вопрос о принятии этого закона рассматривался в течение пяти лет. Тем не менее, резюмируя замечания, предъявленные к законопроекту, сопредседатель Комиссии Михаил Москвин-Тарханов отметил: «Документ требует доктринального анализа. Необходимо получить профессиональную оценку, а затем разработать новую редакцию закона».
Непосильное бремя аренды
А думская Комиссия по городскому хозяйству и коммунальной реформе сформулировала тему заседания так: «Об установлении ставки арендной платы организациям, осуществляющим работы по содержанию и ремонту жилищного фонда».
Один из видов государственного имущества, находящегося во владении Москвы, – жилищный фонд. Для управления им созданы унитарные предприятия – ДЕЗы, за которыми закреплены почти 180 тысяч квадратных метров нежилых помещений для хозяйственных и производственных нужд.
Некоторое время эти помещения предоставлялись на правах хозяйственного ведения. Но, как пояснил председатель комиссии депутат Владимир Васильев, с 2001 года постановлением правительства Москвы № 1046 предприятиям и организациям, занятым на работах в жилищном фонде, независимо от их статуса предоставляются нежилые служебные помещения на время действия договора о выполнении работ, и за это берется арендная плата.
С 1 апреля нынешнего года минимальная ставка арендной платы установлена в размере 490 рублей. Простой подсчет показывает: поскольку средства на арендную плату в бюджет не заложены и в 2001 году потери бюджета составили 183 млн. рублей, то в 2002 году они достигнут 240 млн. рублей. Если ДЕЗы и другие управляющие организации начнут выделять деньги на арендную плату, то они не смогут выполнить запланированные работы, что в конечном счете скажется на состоянии фонда и ляжет бременем на жильцов.
Все участники заседания (включая представителей разных ведомств исполнительной власти) решили подготовить письмо на имя мэра Москвы с предложением вернуться к старой практике.
Историческая Москва меняет хозяина
Кто хозяин московских памятников истории и культуры? Ответ на этот вопрос очевиден для любого москвича. Но времена меняются, меняются вместе с ними и собственники.
На том же заседании члены Комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы узнали о коварстве, замышляемом против того, что дорого сердцу и взору каждого москвича. Сопредседатель Комиссии Михаил Москвин-Тарханов сообщил им о том, что совместным распоряжением Министерства культуры РФ и Министерства имущественных отношений РФ в декабре 2000 года создано Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, которому передаются в оперативное управление расположенные в Москве особо ценные объекты. Поскольку таких объектов в столице более 1,5 тысячи, то у города предполагается изъять большую часть недвижимых памятников истории и культуры вместе с земельными участками, то есть почти всю «историческую Москву». Началом выполнения распоряжения станет передача в федеральную собственность более 600 памятников.
Намерение изъять у Москвы памятники истории и культуры – часть проблемы разграничения государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Федерации. В перспективе, по мнению Михаила Москвин-Тарханова, «существует правовая опасность изъятия земельных и природных объектов».
Что характерно: правовым основанием действий федеральных властей стало постановление Верховного Совета РФ от 1991 года № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно постановлению, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности на территории России относятся исключительно к федеральной собственности.
Между тем, «ловя момент», в правительство РФ обратился Госстрой РФ с предложением рассмотреть вопрос изъятия у Москвы НИиПИ Генплана и Мосгоргеотрест – организаций, без которых немыслимо развитие города. Внесло свою лепту и Минимущество России, настаивающее на принадлежности к федеральной собственности еще 32 московских организаций.
По сути, предпринята попытка изменить предмет ведения в области градостроительства Москвы и установить прямой контроль над ней. Михаил Москвин-Тарханов высказался определеннее: «Делается попытка передела собственности столицы». По его мнению, подобные действия федеральных ведомств ставят под удар те приоритеты, которые обозначены в обращении президента страны 18 апреля.
Участники заседания решили подготовить проекты обращения к Московской городской Думе, правительству Москвы, президенту России.