Татьяна Чапыгина: «Разборки» со строителями я устраивала сама»
В середине 80-х ее лицо украшало обложки главного журнала советских модниц. Совершенно случайно попав на подиум, она стала одной из любимых моделей Вячеслава Зайцева и объездила с показами весь мир. Манекенщица Татьяна Чапыгина до сих пор востребована: снимается в рекламе для глянцевых журналов и участвует в ретро-дефиле. О работе, о доме, о семье мы беседуем в ее уютной квартире на Кутузовском проспекте.Настоящий цветник
– Татьяна, первое, что бросается в глаза, когда входишь в вашу квартиру – множество цветов и картин. Причем, цветы не только комнатные, но есть и букеты: на кухне – летники, в зале – розы и лилии…
– С цветами отдельная история. Квартира находится на северной стороне, поэтому растут они не очень хорошо. Но зато в свое время у меня, у единственной из всего Кутузовского, на окне, что со стороны улицы, летом росли цветы. Мы даже новых знакомых так ориентировали: увидели цветы, значит это наш дом.
– Какие самые любимые?
– Все. Но из комнатных – хлорофитум. Он сам по себе очень красивый, а к тому же еще и полезный: очищает воздух в квартире. А из срезанных… Розы слишком строгие, а вот полевые цветы, летники – всегда разные, веселые, от них теплом веет.
– А картины?
– Если вы успели заметить, среди авторов пейзажей нет ни одного известного мастера. Приобретала их по случаю: в комиссионке, в антикварных лавочках. Я не большой знаток живописи, поэтому покупала то, к чему руки сами тянулись. Иногда даже не представляла, куда может подойти та или иная картина. А купишь, принесешь домой, и сразу видно место, на которое она просится.
Не особенный интерьер
– Вы переехали сюда двенадцать лет назад, и, насколько я понимаю, дизайнера не приглашали. Хлопоты с ремонтом и создание интерьера легли на ваши плечи. В каком виде была квартира? С чего вы начинали?
– Планировка сначала была ужасно нелепая. Представляете, одна из комнат – темный узкий пенал и шестиметровая кухня. Ничего нельзя поставить, и двигаться приходилось только боком. Ремонтники объединили эту несуразицу, и получилась довольно приличная столовая. Конечно, сейчас мне бы пришлось набегаться по инстанциям, чтобы получить разрешение на такую планировку. Но тогда были не такие строгие законы. К тому же несущие стены не трогали и водопровод не переносили. Что же касается интерьера, я действовала, как любая другая женщина: привносила что-то свое… Ничего особенного, как все…
– Как все – это стенка, мягкий набор и ковры на трех стенах. Ничего подобного я у вас не заметила!
– Мне кажется, таких женщин очень мало: купил диван и все. Я очень долго подбирала сюда обстановку. Вторую люстру в зал буквально выпросила у подруги, поскольку она очень подходила под интерьер, а подобной такой не было нигде…
Что касается самого ремонта, то он действительно лег на мои плечи. Муж в это время уехал в командировку, и все «разборки» с рабочими приходилось устраивать мне. Постоянно чего-то не хватало, бегала по всему городу, искала какие-то строительные материалы… Вспомнить страшно! Конечно, мне в тот момент сильно не хватало крепкой мужской руки.
– Но в итоге, муж остался удовлетворен результатом?
– Да. У нас возникли споры только по поводу антресолей: муж хотел их строить, а я нет. В конце концов их построили.
– Какими условиями вы руководствовались, когда покупали эту квартиру?
– Во-первых, здесь недалеко живет моя мама, которая к тому времени начала сильно болеть, поэтому, естественно, хотелось быть ближе к ней. Во-вторых, высокие потолки (здесь они 3,1 м) и большие окна. А в-третьих, центр. Я родилась и всю жизнь прожила в центре, поэтому не хотелось никуда уезжать. Такие, может быть, немного наивные условия, но для меня они были очень важны. К тому же, как только увидела именно эту квартиру, сразу поняла, что в ней можно изменить, как облагородить пространство.
Вообще, шла долгая отшлифовка интерьера. Что-то подкупалось, а что-то наоборот уносилось. Например, когда мы приобретали итальянскую мебель, я не один раз съездила в магазин, все смотрела, примеряла, как она встанет в зал. В итоге у нас появились комод, столик и витрина для посуды.
Фарфоровая страсть
– Я вижу, что у вас много красивого фарфора. Тарелочки на стенах, в той же витрине интересная подборка. Вы сами коллекционируете или от бабушки осталось?
– Фарфоровые чашечки – моя гордость. Они старинные, но все собирала сама. Есть Гарднер, Кузнецов, немного от Дулевской фабрики, Попов… Сейчас я стала немного спокойнее, а раньше в любое свободное время бегала по антикварным лавкам, подбирала сервизы. Друзья, когда узнали об этой страсти, стали дарить фарфоровые вещицы на день рождения и другие праздники. Так понемногу собралась небольшая, но дорогая моему сердцу коллекция.
– Вы пользуетесь этой посудой или она только для красоты?
– Конечно, использую, только очень редко, по определенным случаям. Ведь все чашечки и блюдца такие тонкие, неземные, что лишний раз даже жалко доставать их. Тем более что многие вещи существуют в единственном экземпляре. Здесь ручная роспись – настоящее произведение искусства, а фарфор все-таки недолговечен, вот и берегу.
С разрешения хозяйки, я беру в руки весьма необычную чашку: ее края вырезаны в форме цветка. Такое ощущение, как будто держишь в руке этот самый цветок, настолько она воздушная и прозрачная. А через некоторое время Татьяна Викторовна приглашает пить кофе и сервирует стол именно старинным фарфором. Смею вас заверить, что пить кофе из него гораздо вкуснее, чем из современных чашек.
Модное дефиле
– Татьяна Викторовна, у вас в прихожей на стене целый коллаж из рабочих фотографий. Ваше лицо на обложке журнала «Мода», вы демонстрируете различные наряды, вы с Вячеславом Зайцевым… Как вы стали манекенщицей?
– Все получилось совершенно случайно. Изначально я училась на медицинском, но, побывав пару раз на операциях, поняла, что это не мое. А тут подруга собралась на пробы в Дом моделей, и я пошла с ней за компанию. Там меня увидел Вячеслав Михайлович Зайцев и пригласил к себе. Мне тогда было 23 года.
– По современным меркам несколько поздновато начинать карьеру модели…
– Это сейчас… По современным меркам манекенщица должна быть с определенными параметрами, причем, чем худее, тем лучше. А тогда ориентировались на женщин любого размера, так что у нас были модели, которые демонстрировали одежду и 50-го, и 54-го размеров. И они, кстати, получали больше аплодисментов, чем мы, потому что основные покупательницы носили именно большую одежду.
К тому же, считаю, что в 13-16 лет начинать работать манекенщицей более чем несерьезно. Ведь надо не просто пройтись по подиуму, а изнутри прочувствовать каждую вещь. Мы несли моду в народ, учили людей, как правильно одеваться. Было три показа днем в Доме моделей, а вечером мы выезжали в различные организации: на заводы, фабрики, в больницы, институты…
– Но это одежда «прет-а-порте», а как же «от кутюр»?
– Такая тоже была, причем она шилась именно на маленький размер и в массовое производство не поступала. Модели «от кутюр» на повседневных показах не демонстрировались, только на закрытых совещаниях. Да и модели повседневной одежды, которые потом шили на фабриках «для всех», несколько отличались от «показных». В них обязательно что-то менялось: убиралась какая-нибудь вытачка или рюшечка, словом, упрощались.
Но кроме повседневной и элитной одежды существовала еще и рабочая: комбинезоны, халаты, робы и т. д. Вот ее манекенщицы не любили демонстрировать, потому что, как правило, человек в этой рабочей одежде выглядел по-дурацки. Перед такими показами девушек всегда приходилось долго уговаривать.
– Сейчас можно встретить в прессе «откровения» манекенщиц о том, что они без бутылки шампанского на подиум не выходят: безумная гонка, нервы и все такое…
– Какое шампанское, о чем вы?! Если сейчас манекенщица выходит в показе два-три раза, то мы выходили по десять. Так что, если еще и пить, то просто свалишься с подиума и все. Тем более, это сейчас у манекенщиц целый штат обслуживающего персонала: визажисты, парикмахеры. А мы все делали сами. Попробуйте с пьяных глаз навести макияж или сделать прическу! Поэтому ни о каком спиртном речь даже не шла.
– У вас есть профессиональные секреты сохранения идеальной внешности?
– В молодости я много спала. Приходила с работы домой в восемь вечера и ложилась спать уже в половине десятого. Вот и весь секрет. Сейчас, конечно, хожу в салоны, делаю различные процедуры…
Вокруг света
– Татьяна Викторовна, работая в Доме моделей, вы объехали почти весь СССР и весь мир. Что больше все запомнилось, что поразило?
– Когда мы приехали в США, американцы на полном серьезе нас спрашивали: «А правда, что у вас в стране все старенькие, носят платочки, а по улицам гуляют медведи?». Было странно такое слышать, потому что только что закончилась Олимпиада в Москве.
– Которую, кстати, американцы проигнорировали…
– А зря. По крайне мере, не задавали бы глупых вопросов. Но больше всего мне понравилась Япония. Нас там очень хорошо и красиво принимали. Мы для них были экзотикой, а они – для нас.
– После показов пытались познакомиться?
– Всем девушкам-моделям было строжайше запрещено заводить какие-либо контакты с иностранцами. Я помню, нам с подругой здорово влетело за то, что двое американцев проводили нас до гостиницы.
Кстати, я уже в России так познакомилась со своим мужем. Он увидел меня на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Потом долго ухаживал, и, в итоге, мы уже 20 лет вместе.
ЕДИМ ДОМА
– Судя по всему, несмотря на хрупкость вашей профессии, гвозди в этом доме забиваете вы?!
– Действительно, все картины и тарелочки вешала сама, и вообще, все, что касается строительства интерьера, лежит на мне. Зато муж зарабатывает деньги и хорошо готовит.
– И какими кулинарными шедеврами он вас балует?
– Муж – австриец, поэтому основные блюда, естественно, национальные. Больше всего в его исполнении мне нравится запеченная свиная шейка, а на гарнир – квашеная капуста с яблоками, рисом и тмином. Блюдо очень калорийное, но необыкновенно вкусное.
Сама я готовить не умею и не люблю. Предел моего мастерства – салат «Греческий».
– Известно, как минимум, три рецепта этого салата. Какой делаете вы?
– Помидоры, зеленый салат, огурцы, брынза режутся кубиками, добавляются маслины, и все заправляется хорошим оливковым маслом. Вот вам, кстати, еще один секрет сохранения красоты: ведь в этом салате есть все необходимые человеку витамины и минералы, к тому же он очень легкий, так что фигуры не испортит.