05:39:15
13 декабря 2024 г.

Вотчина змея-Горыныча

Уютный домВ поисках так называемого русского стиля для вашей дачи обозреватель «Квартирного ряда» побывала в двух подмосковных усадьбах-музеях. Что из этого получилось, читайте сами.Каждый день мегаполис сжимает нас в питоньих кольцах стресса, оглушает попсовыми радиостанциями, душит бензиновыми облаками, ослепляет мельканием рекламы, и каждую ночь измученным горожанам снятся аквамариновые озера, прохладные ивы, белые солнечные зонтики, мягкие песчаные берега.
Всем нужен отдых, а хорошо отдохнуть можно только на природе, так что если у вас есть дача, можете считать себя счастливым человеком. Впрочем, счастье может быть замутнено предынфарктным состоянием вашего загородного имения.
Что греха таить, есть у российского обывателя плюшкинская привычка сваливать в дачный домик всевозможный хлам вроде сломанного радиоприемника, непарной лыжи, потерянного «шедевра» неизвестного художника или дырявого ведра.
Конечно, такое собрание редкостей через сто лет будет иметь успех на аукционе, а через тысячу и вовсе займет достойное место в музее. Вот только вы вряд ли доживете до этих времен и сможете порадоваться вместе со всеми. Радоваться надо здесь и сейчас, а посему берите инициативу в свои руки и бегом к магазину строительных материалов. Будем создавать русскую усадьбу!
* * *
Ее расцвет пришелся на екатерининскую эпоху, когда придворные старались перещеголять друг друга в роскоши дворцов, парков, фонтанов, скульптурных групп. Сегодня примером такой усадьбы могло бы послужить Архангельское, если бы половина строений не была забинтована и огорожена «во избежание обвала, sorry», да кабы милиционеры с дубинками не отгоняли детишек от лужаек и стоящих на них скульптур, большинство которых, впрочем, все равно заколочены в ящики, напоминающие дачные туалеты.
Оригинальной находкой стала идея отпугивания посетителей от плана усадьбы при помощи красной ленты, повешенной на таком расстоянии, чтобы люди с плохим зрением остались в счастливом неведении о расположении местных достопримечательностей. Правильно. А вдруг среди нас шпионы?! Лучше уж изучать историю по книжкам. А она на месте не стояла.
В конце девятнадцатого века мир приблизился к своему современному состоянию. Дамы уже не надрывались, таская на себе огромные кринолины и монументальные прически, господа потихоньку осваивали утреннюю зарядку, а русская усадьба из помпезного памятника хозяйскому тщеславию превратилась в излюбленное место отдыха с чадами и домочадцами.
Семьи имели обыкновение собираться вечерами на веранде, окружив медный самовар, и чаевничать допоздна, нацеживая чудесного текучего золота сперва в бутон фарфоровой чашечки, а из нее – на блюдце, чтобы стыло быстрее.
Уютно пахли сушки, собранные в гирлянды, нежным плюшем задевали щеку крылья огромных ночных бабочек. Детей с запозданием отправляли спать, а сами выходили в сад, где в сырых аллеях пахло грибами, шиповником и отчего-то гибискусом. В воздухе слышались полустертые ноты из дальнего дома, где в комнатах стоял извечный аромат сирени, и жила одиноко бывшая оперная прима…
* * *
Воссоздать подобную атмосферу можно и сейчас. Не поленитесь раздобыть несколько альбомов по искусству Серебряного Века, но изучайте их без прицельной зоркости плагиатора и уделяйте внимание не только интерьерам. Ваша задача – пропитаться духом того времени прежде, чем хвататься за малярный валик.
Хотелось бы, конечно, назвать несколько подмосковных усадеб, способных вдохновить дизайнера-любителя, но особого прилива творческой энергии не чувствуется даже в Абрамцеве – родных пенатах художников-передвижников.
Помимо колоссальных буйно-розовых пионов, единственное, что здесь радует глаз, это узнаваемый уголок парка с белыми мостиками, перекинутыми через речушку, в которой отражаются облака и деревья. Когда водную гладь пробирает рябь, отражение словно превращается в картину, писанную смелыми мазками. Сидишь себе на перилах и почти сливаешься с пейзажем.
Вот тут-то обычно и появляется «долгожданный» наряд милиции, рыщущий по чужим сумкам в поисках выпивки насущной. Пытаясь исправить смазанное впечатление, плетешься под конвоем (!) к зданию усадьбы и обнаруживаешь там музей в самом пыльном смысле этого слова. Искусством здесь и не пахнет – зато попахивает подозрительной реконструкцией.
Часть дома оккупирована строителями, часть – администрацией, а оставшиеся квадратные метры уже основательно переделаны и почти лишены мебели. Немногочисленные предметы быта посажены за стекло или огорожены веревками. Сверх того к экспонатам приставлена целая рота ворчливых пенсионерок, которые хватают за руки детей, желающих ознакомиться с наследием прошлого.
В соседних строениях то же самое. А на улице, в стеклянном гробу, запертая на ключ, стоит изразцовая скамейка, вероятно, созданная для того, чтобы на ней сидели. Углубясь в заросли, можно увидеть избушку на курьих ножках, в которой, вопреки задумке, дети не играют – на заборе висячий замок, а дверь, ведущая в домик, вовсе заколочена. Пробраться внутрь можно только по-воровски, через балкончик, что удалось мне без труда, но оставило преступный след в душе.
Так не ищите же вы злата вдохновения, просеивая музейную пыль! Русская усадьба – субстанция дышащая, живая. А посему красьте стены в светлейшие тона розового и желтого, а картины на них вешайте только радостные, как весенние пейзажи в трелях акварели! Не поддавайтесь искушению приобрести копии известных произведений. Левитановский «Март» нужно или иметь в подлиннике, или вовсе не иметь.
В наши дни существуют художники, чьи работы украсят любую коллекцию. Некоторые из них недавно выставлялись в Центральном доме художника. Всегда приятно видеть Гурзуф глазами Юрия Константинова – нежный цветной сон. А сочные полотна Валерия Кокурина прекрасно впишутся в кустодиевский интерьер, заполненный пышными розанами и вышитыми думочками.
Располагать картины следует не по одной, а группами, беспорядочно смешивая пастельные наброски с карандашными этюдами и фотографиями начала прошлого века. Если подходящих в вашем семейном альбоме нет, а портреты чужих детей кажутся неуместными, поищите в журналах изображения старинных вокзалов, памятников, магазинов. Помните, что все картинки должны различаться по размеру, а рамки – по форме и оттенку.
Помимо живописи усадьба любит все виды декоративно-прикладного искусства. Красота не должна быть ограничена рамками, она является неотъемлемой частью быта, растворяя в себе человека. Мебель щедро украшается орнаментом или стилизованными изображениями солнца, птиц, мифологических животных.
При наличии достаточных средств можно сложить на даче изразцовый камин или его имитацию в духе Врубеля – со сказочными персонажами вроде Змея-Горыныча. К керамическому разноцветию очень идут подзабытые лоскутные одеяла. Скатерти, полотенца и занавески вышиваются традиционным орнаментом с петухами. По преданию, это отпугивает нечистую силу, а сочетание красных ниток с белым полотном несет добрую энергию.
Таким образом, создав на даче атмосферу старинной усадьбы, вы обретете то место, где можно отдохнуть душой и телом, набраться сил и витаминов, заново открыть простые удовольствия бытия.
Бабушке должно понравиться…

Мирабелла Озерова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация