«Духовка»
Знаю очень деловую женщину, у которой свой бизнес в России и за рубежом. Более того, она экономический советник у одного из наших олигархов, имя которого у всех на слуху. Но еще она и председатель товарищества. Каждое утро приходит в небольшую комнатку правления и сидит там по нескольку часов в день. Ругается со слесарями и уборщицами, выслушивает жалобы жильцов, выясняет отношения с дирекцией. И все это совершенно бескорыстно. Зачем?
– Как вам сказать… Просто чувствую в этом необходимость. Знаю, что если что-то отдам людям, это вернется сторицей…
Только тогда заметила на ее шее крестик. Сама я неверующая, но после этих слов захотелось пойти в церковь.
– Не надо писать о том, что я сказала, – попросила она. – Не поймут. Просто как бизнесвумен хорошо знаю, что собственность должна расти в цене, и занимаюсь домом, потому что живу в нем. Так понятнее?
И в самом деле. Ну почему? Почему на прагматичном, бездуховном Западе волонтерство – обычное дело, а у нас экзотика, странность? Помню, как сама поразилась, узнав, что у них кровь сдают бесплатно. В то же время мои западные друзья были несказанно удивлены, что у нас не так. «Но это же безнравственно!..» Люди, которые, по нашим понятиям, жизнь посвящают деньгам, в свободное время собирают вещи для бедных (между прочим, и для России, где они продаются), учат языку эмигрантов, навещают чужих, но одиноких стариков – даже в их шикарных домах для престарелых. Знаю одну девушку – красавицу, интеллектуалку, антиглобалистку, все при ней, – которая взяла академический отпуск в университете и за свой счет на год (!) отправилась в детскую больницу в другую, еще более бедную страну, чтобы сидеть там с больными детьми. Когда я рассказывала об этом в России, реакция моих собеседников была одинакова: «С жиру…». Такое отношение было, кстати, как у верующих, так и у атеистов, так что, видимо, дело не в этом. Тогда в чем?
Честно скажу – не знаю. Как никто другой, мы рассуждаем о высоких всечеловеческих ценностях («всемирная отзывчивость», по Достоевскому, наша черта), но не найдя применения старым, хотя вполне добротным вещам, выкинем их в мусоропровод. Не потратим время на благоустройство двора (боюсь, что наши знаменитые «субботники» больше существуют в отчетах, чем на деле). Не встанем горой за соседа, у которого под окнами устроили свалку, – не под нашими ведь. Чему удивляться? Мы единственная страна, где благотворительность облагается налогом.
Куда делась наша знаменитая духовность? Да и была ли она? Может, это очередной миф? Не случайно слово стало чуть ли не бранным, и его переделали в «духовку».