Раузил ХАЗИЕВ: лучшие руководители – офицеры
Москва обычно служит примером успешного развития жилищного самоуправления. Тем не менее, есть чему поучиться и столице – немало ценного накоплено в регионах.
Наш сегодняшний собеседник – заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Раузил ХАЗИЕВ.– Раузил Магсумянович, какой стимул в создании жилищных объединений Татарстана, на ваш взгляд, главный: активность жителей, состояние жилищного фонда, административный ресурс?
– Наверно, последнее – тесное и конструктивное взаимодействие активистов с администрацией городов и республики в целом. Без участия жителей содержать, а по существу, возрождать разрушающиеся жилые строения в Татарстане было бы невозможно.
– Все-таки, состояние жилищного фонда тоже играет роль… Что вы можете о нем сказать?
– Если честно – ничего хорошего… Поэтому по инициативе президента республики Минтимера Шаймиева программа ликвидации ветхих строений стала у нас приоритетной. Если по всей России (не считая Москвы) на эти цели выделяется 1,5 млрд. руб. в год, то только в нашей республике – свыше трех.
– Наверное, у вас крепкий бюджет.
– На одни бюджетные деньги мы бы ничего не смогли сделать. Выбрали другой путь: к становлению жилищно-коммунального хозяйства подключены все его предприятия. В республике был создан специальный фонд ЖКХ, куда каждое из них перечисляло ежегодно один процент от прибыли. Фонд работал пять лет, но в этом году он прекращает свое существование: поддержка предприятий станет, видимо, не такой уж необходимой. Мы надеемся, что в полную силу заработает ипотека, в том числе, благодаря тем законам, которые сейчас принимает Государственная Дума. А это значит, что в обновлении жилищного фонда больше будет участвовать само население.
– В какой мере все, о чем вы говорите, связано с развитием жилищного движения?
– Напрямую. Фонд ЖКХ создан для того, чтобы обслуживать и капитально ремонтировать дома. А какие из них в первую очередь получают средства? Те, в управлении которых участвуют сами жильцы. Если граждане заботятся о своих домах, мы уверены: вложенные средства будут работать эффективно. С жителями таких домов чаще и сотрудничаем. Разве это не стимул создавать объединения?
– Что собою вообще представляет жилищное самоуправление в Татарстане? Какая часть жилищного фонда республики контролируется жителями?
– Более половины. Но в 100-процентной их собственности пока находится лишь десятая часть всех строений. Взять на себя ответственность за состояние и содержание домов рискуют пока немногие.
– Понятно – боятся обанкротиться. Где берут деньги самые смелые? Из собственного кармана? Зарабатывают?
– Конечно, ТСЖ создаются, прежде всего, в тех домах, где жители готовы вкладывать собственные деньги в их эксплуатацию. Но не исключается и заработок. В методах ничего оригинального не открою – в основном, это аренда встроенных и пристроенных помещений. Разве то, что при строительстве эти помещения заранее планируются. Но – будем справедливы – основные средства, которые направляются в дома, даже в те, где созданы жилищные объединения, это все-таки бюджет и фонд ЖКХ.
– Тогда вернемся к административному ресурсу. Если финансовый источник у всего жилищного фонда один, то, видимо, помощь объединениям состоит в другом. В чем?
– Город заинтересован в том, чтобы с него была снята обуза по содержанию жилищного фонда. И если за это берутся жильцы, им предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Вот я упомянул нежилые помещения. Если те предназначены для пополнения бюджета дома, городские власти не будут претендовать на них, более того, всячески помогут жильцам выгодно ими распорядиться. Захотят взять в аренду, выкупить – нет проблем, в таких сделках у них будет преимущественное право. Так в старых домах. А в новых – эти помещения заведомо собственность дольщиков, то есть, жильцов. Так и с землей. Я уж не говорю о пятне застройки – оно безоговорочно принадлежит владельцу дома, тому же, скажем, товариществу. Но, кроме того, ТСЖ передается и придомовая территория. Правда, товарищество обязано содержать ее, нести расходы.
– Так уж все благостно и бесконфликтно? Неужели у того же города нет видов на свободные участки?
– Не без того. Земля у нас, как и везде, сейчас в цене. Особенно, если площадка пригодна для нового строительства. Тогда претендентов на нее хватает. Но все спорные вопросы решает Городской градостроительный совет, а он руководствуется законами. Если участок – как то следует из Земельного кодекса – принадлежит владельцу дома, он ему и передается. Не решит город, тогда соответствующее постановление вынесет Республиканский градостроительный совет и, конечно, в пользу граждан.
– Жители владеют землей? Как-то не верится…
– Более популярна аренда. Я сам живу в доме ТСЖ, и на общем собрании было решено: берем участок во временное пользование – на 49 лет. Озеленили его, разбили детскую площадку, сделали места для машин.
– Вернемся к жилищным объединениям. Как они создаются?
– В нашей республике есть такое понятие: «с первого кирпича». Как только в основание кладется первый кирпич, строительная компания обязана создать в доме управляющую компанию. Не будет ее – никто дом не примет. Понятно, что к управлению чаще всего привлекаются сами жители. Так у нас возникло большинство ТСЖ. Новые дома – это самая благоприятная почва для развития жилищных инициатив.
– Но согласитесь – и благодатное поле для произвола строителей. Назначают своего председателя, вводят его в приемную комиссию, а тот закрывает глаза на недоделки. Строители утверждают сами тарифы на обслуживание – часто непомерные для жильцов. При этом качество самого обслуживания не улучшается…
– Если так, то это вина жильцов! Думаете, всех этих безобразий нет в Татарстане? Есть. Но у нас ведется большая разъяснительная работа о сути, выгодах и подводных камнях жилищного самоуправления. Если граждане создают объединения, то делают это сознательно. Кроме того, в республике развита система подготовки руководителей жилищных объединений, где те, по сути, получают вторую специальность – управленцев в области ЖКХ. Среди них, кстати, немало бывших военных. А это самые бескомпромиссные руководители. В общем, люди знают, как защитить свои интересы, и часто успешно это делают.
– Активность, деловитость жителей – такого и в самом деле нам не хватает.
– Я опять приведу в пример свой дом. Уже через месяц-другой, как мы в нем поселились, стали замечать недостатки в обслуживании. И не захотели молчать! Переизбрали председателя – это было наше право. Нынешний – кстати, тоже в недавнем офицер, человек в высшей степени ответственный, честный. Собрания в доме проводятся регулярно, на учете каждая копейка. Что касается тарифов на обслуживание – то здесь в принципе не может быть никакого произвола. Эти тарифы следуют стандартам, утвержденным Госстроем республики.
– Кстати, какие у вас расценки на техническое обслуживание?
– Шесть рублей.
– Не может быть! У нас 11 руб. с копейками. И то уверяют, что этого мало. Говорят, когда увеличим цифру в три раза, тогда и будет хорошо. Кстати, может, так и у вас: низкие расценки, но соответствующее качество?
– Да, нет. Работой довольны. А секрет дешевого обслуживания в другом – в конкуренции. У нас на жилищно-коммунальные подряды большие конкурсы.
– А какие вообще квартплаты в Татарстане?
– За все про все – 18 руб. с одного кв. м. Вот и считайте. При этом 71 проц. – в среднем – платит население…
– У нас примерно половину.
– …а 29 составляют дотации. Но дотации не на все услуги. Техническое обслуживание, о котором вы спросили (слесари, уборщицы и т. д.), полностью оплачивается жителями. Дотируется только тепло (наполовину), вода, канализация (20 проц.) и очень немного – лифт. Честно сказать, эта система нам не очень нравится: очень сложная арифметика – у каждой услуги свой процент снижения. Ближайшая перспектива – оставить дотации только на тепло.
– Не боитесь социального взрыва?
– Развитие конкурентной среды как раз и не позволит высоко взлететь ценам. В Нижнекамске – население 250 тыс. – люди платят уже 100 проц. за проживание. И там – самые низкие тарифы обслуживания. Конкуренция! Стоит какой-то компании поднять цены, она тут же вылетит с рынка услуг.
– В какой мере развитие малого бизнеса в коммунальной сфере стимулирует развитие жилищного движения?
– Решающий фактор. Когда у жильцов есть возможность выбирать обслуживающую компанию и диктовать ей свои условия, они смелее решаются управлять своими домами. В то же время бездотационное обслуживание стимулирует активность малого бизнеса. Выстраивается своеобразная цепочка: минимизация дотаций, активизация компаний, развитие жилищного самоуправления.
– Как так?
– Бизнес идет туда, где есть гарантии. Игры с государством – в данном случае речь идет о дотациях – опасны. Сегодня есть, завтра нет. А вот людям больше веры. Живые деньги!
– И собираемость платежей это подтверждает?
– В прошлом году по республике она составила 96 проц. При том, что квартплата у нас несколько выше, чем в Москве, хотя и ниже, чем по России в целом. У нас она составляет 16 проц. от дохода семьи, тогда как в Москве – 12. А по России – 22.
– И последний вопрос. Что вас привело в Москву? Чем заинтересовал наш опыт?
– У вас лучше, чем у нас, поставлена информационная работа с населением. За то время, что я в столице, убедился: тема ЖКХ не сходит со страниц газет – городских, окружных, районных. Да сам тот факт, что в Москве несколько газет пишут о жилье и ЖКХ, – для нас пока мечта. Отметил, что много передач по местным линиям ТВ. Хотелось бы, чтобы так было в Татарстане. Возможно, в этом случае расширились бы и границы жилищного самоуправления.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Раузил Магсумянович ХАЗИЕВ родился в 1959 году. По образованию – инженер-электрик. Работал в ЖЭУ (г. Набережные Челны), курировал жилищные вопросы, будучи вице-мэром этого города. В столице республики – Казани – трудился в энергетической компании «Татэнерго». С 2002 года – заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ.