Дайте жителям шанс
Как убедить жителей в необходимости жилищных объединений? И кто это должен сделать? Легче всего ответить на последний вопрос – районная власть. Ибо именно она лучше других знает настроение людей, их готовность разделить с городом жилищно-коммунальные заботы.Чем настойчивее, последовательнее районные власти будут работать с жителями, тем больше вероятность, что дело сдвинется с мертвой точки. Активно ведут такую работу в Черемушках (ЮЗАО). С главой управы Сергеем БУРКОТОВЫМ мы и беседуем на темы самоуправления.
– Сергей Иванович, как вы поддерживаете жилищные инициативы?
– Собственно, направление работы у нас одно – привлечь граждан к управлению своим имуществом. Никакая власть так не позаботится о доме, не наладит в нем достойную жизнь, как это могут сделать самые заинтересованные в этом люди – жильцы. Чтобы помочь им, правительство Москвы разработало городскую программу создания кондоминиумов в домах. Согласно этой программе мы регистрируем земельно-имущественные комплексы, кондоминиумы, а затем предлагаем жильцам взять их в управление. Возьмут, не возьмут – другой вопрос. Это зависит от состояния жилищного фонда, социальной зрелости жителей, материальных возможностей и меры ответственности, которую они готовы взять на себя.
– Какова картина в вашем районе?
– Возникли Черемушки, как вы знаете, в начале 60-годов. И до сих пор, несмотря на огромную работу по переселению жителей, около 60% домов у нас пятиэтажки. Состояние их известно: ветхие строения, ненадежные коммуникации… Понятно, что люди этим недовольны и стремятся сами разобраться в сложившейся ситуации, защитить себя от случайностей. А потому создают общественные формирования. В настоящее время в районе 15 домкомов и 4 товарищества собственников жилья в новых домах. Не так много, конечно, но мы лишь в начале пути.
– Особенно мало ТСЖ…
– Этому есть объяснение. На мой взгляд, правовые основы ТСЖ ВСК (товарищества во вновь созданных кондоминиумах) грешат рядом недостатков. Ведь создают такие товарищества, пока у половины жильцов не будет оформлено право собственности, сами застройщики. И все это время – а процесс оформления может продлиться до двух лет – они безраздельно властвуют в доме: ставят своего председателя, без ведома жильцов распоряжаются нежилыми помещениями, назначают непомерные цены за обслуживание. Конфликты в таких домах – явление обычное. Доходит до того, что жители создают еще и собственное, альтернативное товарищество. Ситуация абсурдная: две управляющие организации в одном доме. К сожалению, такое положение вещей бросает тень на товарищества вообще. Люди их стали бояться, считают их чем-то вроде финансовых пирамид. А потому, если и хотят объединиться, то, как правило, выбирают домкомы, которые, надеюсь, перерастут в ТСЖ.
– Причиной тому еще и нынешняя социальная разрозненность. Но ведь чтобы позаботиться о своем жилище, не обязательно создавать какие-то союзы?
– Вы правы. В доме всегда найдутся неравнодушные, активные люди. Я говорю о старших по домам и подъездам. Это, конечно, низовое звено жилищного самоуправления, но в настоящее время главное, основной его костяк. В районе 306 домов, и в каждом подъезде есть свой «начальник». Именно на них, главным образом, мы опираемся в своей работе. В последующем наши «старшие», как правило, являются инициаторами создания домовых комитетов.
– Можно ли назвать конкретные факты участия граждан в жизни домов?
– Пожалуйста. Новочеремушкинская, кв. 24-25, корп. 8а. Строение новое. По настоянию домкома (там очень «заводной» председатель – Алла Соколова) были обустроены парковочные карманы, проведено дополнительное озеленение двора. Конечно, была помощь и с нашей стороны. Люди оценили внимание к их нуждам – не случайно здесь один из самых активных домкомов. Есть и другие адреса. Например, домком в корп. 5, квартала 22-23 (председатель Марина Книжник) первым участвовал в составлении плана благоустройства территории. Жильцы сами определили, где посадить деревья, разбить клумбы, поставить лавочки. И вот результат: в этом году их выдвинули на участие в городском конкурсе «Мой двор – мой подъезд».
– Хотел бы вернуться к юридическим полномочиям домкомов. Ведь постановления о них до сих пор нет. Говорят, им посвящена специальная глава в проекте нового Жилищного кодекса, но когда его еще примут… Пока же своего юридического статуса у них нет.
– К сожалению, в настоящее время эти низовые жилищные организации вне правового поля. Единственное имеющееся у нас обоснование – положение о домовых комитетах 1968 года. Но мы решили не дожидаться выхода нового положения о домкомах, а воспользовались его проектом. Он для нас уже практически рабочий документ.
– Но ведь есть более солидный документ: постановление правительства Москвы (№ 1058 от 24 декабря 2002 г.), обязывающее дирекции вести учет доходов и расходов индивидуально по каждому кондоминиуму, советоваться с жильцами в определении приоритетов проведения работ в доме. Но, насколько я знаю, московские ДЕЗы не очень-то подчиняются ему. Зачем им лишний контроль – в данном случае, со стороны жильцов?
– Сопротивление есть. И наша дирекция – не исключение. Но зачем тогда районные власти? По нашему настоянию сегодня каждому дому, где сформирован земельно-имущественный комплекс, выдается на руки смета доходов и расходов: сколько пришло денег (квартплата плюс дотации города), на что они израсходованы. С этой целью мною выпущено распоряжение, в соответствии с которым ДЕЗ регулярно отчитывается перед жильцами этих домов. Кроме того, при управе создается общественный совет по самоуправлению. Можно сказать, что это будет новый и авторитетный орган власти.
– Параллельно с администрацией? Чем, собственно, он будет заниматься?
– На общественном совете будут определяться генеральные пути развития района. Представители жилищных объединений получат право напрямую общаться с руководителями органов местной власти разных уровней (управой, муниципалитетом, ДЕЗом, ОВД, Госпожнадзором и т. д.), вносить свои предложения в те или другие проекты. Это и социальные аспекты развития района (размещение, скажем, магазинов, мастерских), управление имуществом – жилыми и нежилыми помещениями, вопросы безопасности жителей, проблемы, связанные с новостройками, и многое другое. А соотношение в совете будет в пользу граждан: из общего состава 25 человек 17-18 – председатели домкомов, либо старшие по дому и подъезду, остальные – местная власть. Понятно, что принятые решения мы доведем до всех жителей района. Я уже предвижу, какое будет первым: совет определит статус домкома в районе, его полномочия. Юридически он вправе это сделать.
– Это первый такой опыт в городе?
– Мы не претендуем на первенство. Наверное, аналогичные общественные органы самоуправления в городе уже есть. Идея, что говорится, носится в воздухе. Граждане должны получить реальный шанс самим решать вопросы организации жизни в районе.
– Когда совет начнет работу?
– Скорей всего, соберемся в сентябре – сейчас никого не найдешь, время отпускное.
– Обязательно расскажем о его работе. Пригласите на первое заседание?
– Непременно. Считайте, что вы уже получили приглашение.