Платить или не платить?
О проблемах и перспективах регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги рассказывает в интервью корреспонденту газеты руководитель проекта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Вадим АВАНЕСЯН.«Квартирный ряд»: Вадим Рафаелович, почему государство до сих пор вынуждено регулировать цены на жилищно-коммунальные услуги?
Вадим Аванесян: Производители жилищно-коммунальных услуг в основном являются монополистами в «своем» муниципальном образовании: один водоканал на весь город, одна-две электро- и теплоснабжающих организации, одна газовая компания. Мы называем их локальными монополистами. А монополия – это угроза регулярного роста цен. То есть, если дорожает электроэнергия, значит, должна дорожать вода (так как насосы потребляют электричество), если увеличиваются цены на газ, соответственно, растут цены на тепловую энергию и т. д. Поэтому государство вынуждено контролировать тарифы.
Однако, сегодня нет единой прозрачной и понятной методики установления тарифов. Пока не создана такая система, которая удовлетворяла бы производителей услуг и была приемлемой для их потребителей. Сейчас установление тарифов – прерогатива разных уровней власти. Цены на тепло и электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии. Это уровень субъектов Федерации. А, к примеру, какой быть квартплате, решает глава данного города или местное законодательное собрание. Так, в Ярославле тарифы на воду для населения устанавливает мэр города, а для прочих категорий потребителей – региональная комиссия. Зачастую сложно найти два похожих между собой по системе тарифного регулирования муниципальных образования.
К.Р.: Но попытки систематизировать установление тарифов периодически предпринимаются. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В.А.: Правительство пытается ввести единый подход к этой системе ценообразования. Следить за «единообразием» будут субъекты Федерации. Тарифы не могут меняться ежедневно. По мере поступления заявок от предприятий будут собираться уполномоченные комиссии и решать, каким быть тарифам.
Сейчас, в основном, все производители ЖКУ у нас – муниципальные, они подчиняются городу, и их директоры назначаются главами местных администраций. И поэтому сегодня, когда мэр какого-то города утверждает, исходя, например, из политических (а не экономических) соображений цену на какую-нибудь услугу, руководитель соответствующего предприятия, которое эту услугу производит, не всегда ему может возразить.
Хотя эти предприятия муниципальные, они, по сути, все равно являются коммерческими. Они несут затраты и вправе ожидать их возмещения и получать прибыль. Поэтому они предлагают обоснование своего тарифа. И наилучший вариант, если принимаемая цифра становится объектом компромисса обеих сторон.
К.Р.: Но разве можно удовлетворить сразу всех: и производителей, и потребителей?
В.А.: Если предприятие начинает постоянно взвинчивать цены, население просто прекращает платить. Малоимущим слоям населения выдаются жилищные субсидии на оплату ЖКУ. А при постоянном росте цен слишком большое количество людей попадает в контингент их получателей. Понятно, что возможности бюджетов небезграничны. Получается такая «палка о двух концах».
Хотя бывает и так, что коммунальное предприятие стремится «вогнать» в свой тариф совершенно непроизводительные расходы (к примеру, на содержание своей футбольной команды). Войти в «кухню» калькуляции себестоимости крупнейших монополистов типа ОАО «Газпром» или РАО «ЕЭС России» и выяснить достоверность их затрат сегодня практически не представляется возможным.
Поэтому основная задача сегодня – сделать процедуру установления тарифов прозрачной. Чтобы было ясно, какие у предприятия реальные затраты, и как их ему компенсировать. Население тоже должно об этом знать. И если оно оказывается не в состоянии оплачивать услуги по установленным ценам, в игру должен вступать бюджет. В дальнейшем, с ростом эффективности системы и ростом доходов населения, доля бюджета должна постепенно снижаться. ЖКХ должно перейти на самоокупаемость.
К.Р.: Вы нарисовали просто идиллическую картину…
В.А.: На самом деле наша беда в том, что, несмотря на все наши перестройки и реформы, ЖКХ осталось неким островком социализма. Оно – заложник той системы, которая была раньше. Поэтому до сих пор ЖКХ работает не по капиталистическим, а по социалистическим законам. Предприятия продолжают производить и предоставлять услуги, не получая необходимых платежей. Поэтому коммунальное хозяйство постепенно приходит в негодность.
Но, с другой стороны, когда увеличивается плата за проезд в городском транспорте, все принимают это как неизбежность. А вот когда поднимают цены на ЖКУ – возмущению нет предела. Люди привыкли к низким ценам за воду и тепло, но не считают себя обязанными их экономить или платить за них по полной программе.
К.Р.: Но сейчас «гайки» постепенно закручивают. Правда, методы все больше административные.
В.А.: Если потребитель услуги за нее не платит, то на него, конечно, можно воздействовать экономическими методами: штрафами, пенями. А потом коммунальное предприятие может подать на него в суд. Сегодня это весьма распространенная практика. Сейчас установили срок – полгода можно не платить. А если больше, то в дело вступают методы административные: выселение, арест имущества и т. д. Но, конечно, через суд.
К.Р.: Но как соотнести тяжесть наказания за неуплату тарифов и их величину, если потребитель не уверен в том, что они справедливы?
В.А.: А это уже вопрос экономики: насколько правильно предприятие обосновало свои затраты, требуя такую цену за свои услуги.
Беседу вела Наталья Самарина
ЗАКОН СИТУАЦИЮ НЕ ИСПРАВИТ
Президент Международной академии ипотеки, лидер партии «Развитие предпринимательства» Иван ГРАЧЕВ:
Тарифы ЖКХ регулируют уже давно. Считается, что у нас регулируемые тарифы и на энергию, и на воду и т. п. А фактически ничего хорошего не происходит, цены на жилищно-коммунальные услуги растут быстро, быстрее, чем реальные доходы людей. Поэтому мне кажется, что с помощью законов о регулировании тарифов ситуацию не исправить. Нам надо говорить о том, как снизить издержки в сфере ЖКХ. А в этом направлении, кроме разговоров, ничего в целом по стране не сделано. Определенное движение есть, но нужно активнее использовать рыночные методы. И если люди платить не могут, а по закону обязаны, то это приводит к бесперспективным репрессиям.