Евгений Коровяковский: «Жилинспекция – это не жалобная книга»
Не всегда уютно и безопасно живется в родном доме. Летом потолок протекает, зимой сосульки с крыш норовят прямо на голову упасть, а тут еще сосед ремонт затеял и поменял кухню со спальней местами. В ДЕЗ сколько ни жалуйся, толку — ноль.Куда податься обиженному жителю? В какие инстанции? Когда все круги чиновничьего ада пройдены, остается одно — писать жалобу в Государственную жилищную инспекцию.
О работе этого ведомства рассказывает начальник Госжилинспеции по Западному административному округу Евгений КОРОВЯКОВСКИЙ.
Квартирный ряд: Евгений Викторович, объясните, пожалуйста, в какой ситуации следует обращаться в жилищную инспекцию?
Евгений Коровяковский: Практически всегда, когда дело касается жилого дома, квартиры, прилегающей дворовой территории. Однако не стоит превращать инспекцию в жалобную книгу и нагружать ее всеми мыслимыми и немыслимыми проблемами — для этого существует диспетчерская служба. Но вот когда эксплуатационная организация не выполняет свои функции, или житель недоволен качеством проведенных работ, тогда пожалуйте к нам.
К.Р.: Как часто вы проводите проверки?
Е.К.: Плановые бывают раз в два года: мы проверяем всю документацию какой-либо организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией жилья, и на месте смотрим, в каком состоянии находятся дома, которые она обслуживает, как выполняет свои обязанности. Внеплановая проверка — по обращению жителей. Причем, мы осматриваем весь дом – от крыши до подвала, а не только тот участок, на который поступила жалоба. После чего составляем акт обследования и выдаем предписание, где говорится, какие именно нарушения, и в какой срок необходимо устранить (обычно – от одного дня до шести месяцев).
К.Р.: Сколько же таких предписаний выдано в округе за первое полугодие 2004 года?
Е.К.: На сегодня — 1310 предписаний, из них на контроле находится 792. Но вы не смотрите на эти цифры, поскольку это текущие дела: одни предписания выполняются, другие — появляются. В этом плане показательны другие цифры: за 2002 год на контроле осталось всего одно предписание, а за 2003-й — девять.
К.Р.: Что ждет того, кто проигнорирует эти предписания?
Е.К.:Административная ответственность: штраф для граждан — до 500 рублей, для юридических лиц — до 10 тысяч.
К.Р.: Вы следите, как исполняются эти предписания?
Е.К.: Все предписания заносятся в компьютерную базу данных, так что в любой момент мы можем увидеть, как обстоят дела. Когда срок истекает, работники инспекции должны в течение пятнадцати дней проверить, – как выполнено предписание, и вынести заключение. Если не выполнено, это уже административное правонарушение – составляется протокол, и в отношении нарушителя выносится решение о наказании. При повторном правонарушении дело передается в городскую жилищно-конфликтную комиссию, куда вызывают виновных. Если комиссия признает причины невыполнения предписания обоснованными, сроки продлевают, но бывает и так, что дело передают в суд.
К.Р.: А есть ли в нашем округе «отпетые» домовладельцы, которые систематически не выполняют предписания жилищной инспекции?
Е.К.: Есть у нас одно такое ведомство — завод имени М. В. Хруничева, основные задержки с выполнением предписаний именно у них. Проблема в том, что это предприятие находится в федеральной собственности, и очень трудно решить вопрос о передаче его жилищного фонда городу. Результат — дома обслуживаются из рук вон плохо, претензии сыплются, как из рога изобилия…
К.Р.: Хватит ли одной жалобы или нужно с десяток написать, чтобы вы откликнулись?
Е.К.: Зачем же с десяток! Конечно, достаточно одного заявления. В отдельных случаях мы рассматриваем даже анонимные обращения.
К.Р.: Допустим, к вам поступила жалоба на то, что владелец квартиры при ремонте нарушил общую вентиляцию. Вы приезжаете на место, а там — неприкосновенная частная собственность, не пускают в квартиру. Как действуете в таких случаях?
Е.К.: Безусловно, такие случаи самые трудные, но мы стараемся работать с самими собственниками: с тем, кто жалуется, и с тем, на кого жалуются. Плюс с владельцем здания — ТСЖ, ЖСК и так далее, чтобы они каким-то образом обеспечивали нам доступ в такие квартиры. Ну, а если вопрос совсем уж упирается в стену, то приходится обращаться в суд.
К.Р.: А на что чаще всего жалуются жители ЗАО?
Е.К.: В этом году только через центральный аппарат инспекции поступило 485 обращений, плюс пишут непосредственно к нам, приходят жалобы из префектуры. Наибольшее количество претензий к кровлям, тепло– и водоснабжению квартир. Другой поток — перепланировки: нарушение вентиляции, изменение облика фасада и так далее. Чаще всего бывает так: кто-то начинает делать ремонт, и тут же соседи пишут нам, чтобы мы проверили, все ли там законно.
К.Р.: Раз уж мы затронули вопрос о перепланировках… Поясните, пожалуйста, почему же сейчас сложилась такая ситуация – заплатить штраф в две с половиной тысячи рублей проще, чем узаконить перемены в квартире?
Е.К.: Все упирается в нехватку времени. Пока вы соберете все необходимые справки и получите разрешения во всех инстанциях, пройдет полгода. У нас в инспекции заявление от жителя рассматривается ровно одну неделю (совершенно бесплатно). Причем, документы смотрю я сам лично. Но мы уже последняя ступенька — либо согласуем, либо сразу откажем. А ведь нужно еще согласование с пожарными, СЭС – у них сроки, конечно, более растянуты. Вот и считайте: неделя — туда, месяц — сюда. Надо взять план в БТИ, справку в бухгалтерии, заказать проектную документацию. Правда, с принятием новой редакции закона о порядке переустройства помещений в жилых домах процедура получения разрешения на перепланировку должна упроститься. Во-первых, в некоторых случаях не надо будет посещать пожарных и СЭС. Во-вторых, все документы сдаются в «одно окно», то есть не нужно будет обходить многие инстанции.
К.Р.: Когда ждать обещанных улучшений?
Е.К.: Закон уже вступил в силу, но нет пока подзаконных актов, не хватает денег и людей. Однако могу сказать, что уже в этом году документы должны начать принимать по-новому.
К.Р.: Насколько я знаю, у жилинспекции, кроме перепланировок, есть еще одна головная боль: подготовка домов к зиме. Но это летом, а зимой?
Е.К.:А зимой готовимся к следующей зиме. Ну, а если серьезно, в холодное время года ежедневная забота — это сосульки. По постановлению правительства Москвы мы только с этого года стали подписывать паспорта готовности жилья к зиме. Раньше просто проверяли качество подготовки. Конечно, регулярно обследовать каждый дом пока у нас не получается, поскольку тогда каждый сотрудник должен проверять по тридцать домов в день. Это физически невозможно. Большую помощь в этой работе нам оказывает база мониторинга технического состояния жилищного фонда, которая содержит данные обо всех домах в округе. В числе прочих сведений там имеются рекомендации по первоочередному ремонту для каждого дома. Когда приходит время проверки, мы смотрим: если дом находится в удовлетворительном техническом состоянии, и от его жителей не поступало жалоб, то мы туда вряд ли пойдем. В первую очередь проверяем дома, в которых есть проблемы.
К.Р.: А вы изучали зарубежный опыт? Есть ли на Западе организация, подобная вашей?
Е.К.: Да есть, но работа там построена по-другому. Если предписание инспекции не выполняется, то она сама организует положенные работы и потом выставляет домовладельцу счет, а в случае каких-то глобальных нарушений могут и лицензию отобрать. У нас, к сожалению, это невозможно, поскольку многие ведомственные предприятия — банкроты. И если мы станем за них проводить ремонтные работы, то наша инспекция вылетит в трубу. Конечно, в плане соблюдения нормативных требований, как со стороны жилищно-коммунальных организаций, так и жителей, мы все еще сильно отстаем от Запада, и нам есть чему поучиться.
К.Р.: Как связаться с госжилинспекцией по Западному округу в экстренных случаях?
Е.К.: В тех случаях, когда надо оперативно решить вопрос с отоплением, горячим водоснабжением, текущей кровлей, у нас работает «горячая линия»: телефон 681-7780.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Евгений Викторович КОРОВЯКОВСКИЙ родился в Москве в 1958 году. Окончил Московский институт коммунального хозяйства и строительства. За двадцать пять лет работы в ЖКХ прошел все ступени карьерной лестницы: от слесаря и прораба до начальника окружной жилищной инспекции. С 2004 года возглавляет Госжилинспекцию по Западному округу, до этого работал в Северном и Северо-Западном округах. В свободное от коммунальных забот время любит рыбачить в компании друзей. Причем, ловит рыбу не только в подмосковных реках, но и уезжает достаточно далеко от дома: в Карелию, Астрахань, на Волгу.