Петр Аксенов: «У вас деньги, у продавца товар»
Но продавец пока один. Поэтому в игру вступает государство. Слухов и «страшилок» о жилищно-коммунальной реформе – не счесть. И об общей принудительной стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг, и о приходе частного капитала на этот рынок, который «все скупит», и о выселении неугодных жильцов без суда и следствия.О том, как на самом деле проходит жилищно-коммунальная реформа в Москве, что уже сделано и что еще предстоит сделать, мы попросили рассказать первого заместителя мэра Москвы, руководителя комплекса городского хозяйства столицы Петра Аксенова.
«Квартирный ряд»: В последнее время о реформе ЖКХ говорят все меньше. Хотя интерес к ней, несомненно, не уменьшился. Значит ли это, Петр Николаевич, что реформа пробуксовывает?
Петр Аксенов: Реформа не пробуксовывает. Не знаю, почему сложилось такое мнение. Может быть, СМИ неинтересно эту тему освещать? В жилищно-коммунальном хозяйстве города делается много. Постановление о проведении жилищно-коммунальной реформы в Москве было принято в 2001 году, в нем же указывался конкретный срок – завершить реформу в 2007 году. Пока все идет по плану. Уже почти закончен первый этап, быть может, самый главный. Его целью было разобраться с прозрачностью платежей и фактическими затратами производителей услуг, которые получает наше население. Реформа предусматривает, что оплачиваться любые жилищно-коммунальные услуги должны так: человек платит только за те объемы воды, тепла и т. д., которые потребляет. Сейчас этого, к сожалению, нет.
Наша задача заключалась в том, чтобы проанализировать и выявить проблемы, которые необходимо начать решать. Безусловно, стоимость жилищно-коммунальных услуг должна быть доступной для населения. И также очевидно, что их цена должна быть понятной для города, и приемлемой для их поставщиков.
К.Р.: И как выполнялась эта задача?
П.А.: Нашим первым шагом было – создание ЕИРЦ. До начала реформы со всех сторон мы слышали речи о том, что она в принципе невозможна: население не хочет платить по счетам ЖКХ. Однако оказалось – с населением недостаточно активно работали все те же поставщики услуг. Вместо этого они выбирали для себя более легкий путь: предъявляли претензии бюджету. Когда же был введен единый платежный документ, в котором объединены 11 услуг – все четко встало на свои места. «Собираемость» платежей резко возросла. Абсолютно по всем пунктам. Поставщики услуг стали получать деньги населения на следующий же день после оплаты, через транзитный счет в банке. А это значит, что они не только видят свои «живые» деньги, но и могут сразу же с ними работать. Вовремя, например, закупать нужные материалы, не дожидаясь их подорожания. Понятно, что оборотные деньги снижают себестоимость затрат.
Стало возможным ежедневно получать справку по всем префектурам: сколько там лицевых счетов, сколько выставлено единых платежных документов, на какие суммы, и сколько денег уже поступило от населения. Здесь собраны все данные: в том числе по оплате второго жилья или его излишков и т. д. Причем, «разбивка» идет по всем поставщикам – указывается, какие суммы пришли на их расчетные счета.
Таким образом, мы располагаем данными о платежеспособности населения и также знаем, кто по скольку месяцев не платит. Кстати, особенно злостные неплательщики – это владельцы второго жилья.
К.Р.: Может, потому, что они обязаны платить 100% за коммунальные услуги?
П.А.: Совершенно верно. Хотя это вполне обеспеченные люди. Если у них нашлись средства для приобретения в собственность «дополнительной» квартиры, почему у них нет денег на
плату за ее обслуживание и содержание?
К.Р.: Их логику можно понять. Они платят 100% за услуги, которые не получают в полном объеме. Ведь, по различным экспертным оценкам, в результате тепло-, водо– и тому подобных потерь население не дополучает львиной доли (до 50%) жилищно-коммунальных услуг.
П.А.: Это уже вопрос о другом этапе реформы. Сначала нужно было выяснить, как оплачивается эта услуга, которая должна быть абсолютно прозрачной. И почему и где она не оплачивается: в каких домах, какими группами населения. Вы правильно ставите вопрос о качестве услуги, но здесь надо принимать во внимание следующее: раньше поставщик отнекивался тем, что население ему не платит, и значит, у него нет средств, чтобы, к примеру, отремонтировать теплосеть.
Сейчас начался второй этап реформы. С муниципальным жильем уже все ясно. Но поставщик «обслуживает» не только жилой сектор, но и магазины, поликлиники, школы и т. д. В системе ЕИРЦ должна быть и социальная сфера, и дома ЖСК, и ТСЖ.
К.Р.: А что ждет малоимущих потребителей жилищно-коммунальных услуг?
П.А.: Реформа о них не забыла. И уже по итогам первого этапа реформы было внесено предложение по изменению объема субсидий. Именно потому, что большинство населения не может полностью оплачивать свои счета за квартиры. На 2004 год общая сумма субсидий – 3,5 миллиарда рублей (по сравнению с прошлым годом она была увеличена на 2 миллиарда). «Распределены» они будут почти по 400 тысячам лицевых счетов (из общего городского количества в 3 миллиона). По субсидиям начала действовать «плавающая» шкала вместо единых для всех 13%. Если у вас зарплата 500 рублей, то за вас платит город, если вы получаете от 600 до 1500 рублей – ваши расходы по ЖКУ составят 3% от совокупного дохода семьи, приносите домой около 2000 рублей – оплачиваете 6%, и далее – до максимальных 10%.
К.Р.: Это означает, что правительство Москвы стало более гуманным?
П.А.: Это значит, что реформа проводится разумно. Необходимо учитывать, какой у наших граждан достаток. Сейчас осуществляется переход расчетов по жилищно-коммунальным субсидиям на персонифицированные социальные счета. Но, даже если город доплачивает за жителей какую-то часть, он вправе рассчитывать, что и люди будут платить остальное. Еще одно новшество: «городские» деньги с вашего счета будут идти на оплату поставщикам ЖКУ только тогда, когда вы заплатите остальное.
Помощь москвичам становится по-настоящему адресной. До конца второго квартала субсидии будут переоформлены на счета. Для этого человеку нужно просто написать заявление, и мы призываем москвичей с этим не затягивать.
К.Р.: А как наши монополисты – поставщики ЖКУ – относятся к подобным нововведениям? Ведь теперь они деньги будут получать непосредственно от людей, а не из бюджета?
П.А.: Да, и сначала им за эти деньги нужно будет поработать. Конечно, им легче получать средства непосредственно из бюджета. Но в этом – одна из целей реформы: чтобы каждая услуга стала по-настоящему качественной. И не было диктата монополистов. Это правила рыночной игры: один поставляет услугу, другой за нее платит, но платит тогда, когда эта услуга его полностью удовлетворяет. Как в магазине: у вас есть деньги, у продавца товар. Ваше право – покупать или не покупать его у этого продавца. В ЖКХ у нас, к сожалению, продавец каждой услуги пока один. И поэтому «в игру» вступает государство, в нашем случае московские власти. Которые следят за тем, чтобы ЖКУ были конкурентоспособны. И оценивались в соответствии с тем «товаром», который реально предоставлен.
К.Р.: Как будет происходить такая оценка?
П.А.: С этого года и в течение следующих двух лет мы планируем установить домовые счетчики – приборы учета расхода воды, тепла. Так, уже в 2004 году ими должна быть оснащена половина всех московских жилых домов, а также социальных учреждений. Это делается для того, чтобы ДЕЗы, школы и больницы не платили за «дыры» в тепло– и прочих сетях. Чтобы этого не было, нужно будет всего лишь сравнить показания двух счетчиков: ЦТП и жилого дома. И понять, кто виноват в том, что какая-то услуга не дошла до жильцов в полном объеме. И соответственно, спрашивать с виновного. К осени будущего года все московские дома уже будут с такими счетчиками.
Это автоматически подталкивает к установке подобных приборов и коммерческие организации, которые, разумеется, делают это за свой счет. Ведь им совершенно не хочется платить лишние деньги, «отдуваясь» за чьи-то грехи.
К.Р.: Но ведь и в самих домах возможны потери? Как жильцы могут их «отследить»?
П.А.: Установив собственные счетчики в своих квартирах. Но, разумеется, эти приборы должны быть сертифицированы, опломбированы. В ходе конкурсов будут определены организации, отвечающие за ремонт и эксплуатацию этих счетчиков и снятие с них показаний. В некоторых управах такие организации уже начинают работу. К ним предъявляются жесткие требования: наличие соответствующей лицензии и опыта (они должны работать с приборами учета не менее года). Сейчас разрабатываются технологии, чтобы снимать показания с ваших счетчиков, не заходя к вам в квартиру при помощи оптико-волоконной связи.
К.Р.: Приборы учета становятся все совершеннее. А что происходит с нашими сетями? Они, наоборот, изнашиваются?
П.А.: С сетями в городе все нормально. В жилых домах они будут служить еще нашим внукам. Ведь трубы, которые там установлены, рассчитаны на сто лет эксплуатации. Мы бы, наверное, не смогли подготовиться к зиме, если бы у нас были изношенные сети. К примеру, в эту зиму процент аварий по теплу был минимальный, не более 2%, по электричеству – около 4%.
А что касается установки счетчиков, то статистика свидетельствует: как только они появляются в доме, потребление воды снижается где-то на 20-30%. Люди начинают экономить. Потому что понимают, что наступило время, когда надо платить не по нормативам, а по факту.
О нашем собеседнике:
Петр Николаевич Аксенов родился в 1946 году в Липецкой области. В семье было шестеро детей. Жили трудно, на учебу приходилось зарабатывать самому. Служил в армии. Высшее образование получил во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте. Учился, работая паркетчиком, мастером, прорабом, инженером. Во втором ремстройтресте Советского района проработал на разных должностях – вплоть до управляющего. Во властных структурах – с середины восьмидесятых, с того момента, как предложили стать зампредом исполкома Советского райсовета. В 90-м году его выбирают уже председателем. В 1991 году – первый зампрефекта ЮЗАО, в 2000 – префект ЮАО. А в 2002 году Юрий Лужков назначает Петра Аксенова руководителем Комплекса городского хозяйства и первым заместителем мэра.
Женат, двое детей.