23:30:44
11 апреля 2021 г.

«Его еще Наполеон застал…»

Путеводитель по МосквеВ 1958-м году они писали в Моссовет, чтобы узнать о судьбе своего дома. Ответили, что они уже выселены, их нет. Но тем не менее в доме по Большой Никитской до сих пор живут люди. Будущее их по-прежнему под вопросом, прошлое – всегда рядом.Лестница в историю
В Леонтьевском переулке пробка. Серебристый «Опель» почти таранит тупым носом пролетарский красный «Жигуль»: с дороги!
– А это особняк купцов Сорокаумовских, – показывает Марина Сергеевна Сперанская на внушительный желтый дом с колоннами.
Дворняжка Джек натягивает поводок, устремляясь подальше от перебранки.
– Моя бабушка спускалась по этим ступеням, и внизу ее ждал экипаж. У нас даже карточка такая есть.
Все, Джек выгулян. Поворачиваем обратно, и – за угол.
Вокруг бурлит, теснится, сияет витринами Москва. За нашей спиной гулко хлопает металлическая дверь. Пришли.
Прямо по курсу в обрамлении перил с завитушками – лестница, ведущая назад, в историю семьи, где причудливо переплелись прославленные имена отечественной медицины. Дед Марины Сергеевны по отцовской линии – самый знаменитый после Филатова педиатр Георгий Сперанский, чьим именем названа детская больница на Шмитовском проезде. Дед по материнской линии – известнейший хирург Петр Постников, был зван к раненому Ленину. А отец Петра Ивановича лечил Гоголя… Кстати, и Филатов – один из дальних родственников Марины Сергеевны.
Коммуналка в театре
В начале 1800-х здесь был французский театр, куда, по слухам, захаживал Пушкин. В середине 19-го века здание стало трехэтажным. А году в 1937-м надстроили еще два этажа. Тогда же провели центральное отопление и газ.
Сначала здесь располагались меблированные комнаты, потом сделали квартиры. Дед, Петр Иванович Постников, и бабушка, Ольга Петровна, урожденная Сорокаумовская, из зарайских купцов, с дочерьми переехали сюда в 1910 году. Семья занимала десять комнат, включая 54-метровую столовую, в которой стоял рояль, кабинет и хирургическую, где Петр Иванович принимал пациентов.
По тем временам жилье для обеспеченной семьи небольшое, по нашим – заблудиться можно. Уже в иные времена, когда квартиру превратили в коммуналку, Марина Сергеевна, выйдя как-то ночью в коридор, обнаружила полураздетого чуть не плачущего незнакомого мужичка. «Вы кто?» – поинтересовалась она. Оказалось, гость приехал к соседям, вышел из их комнаты, а дорогу обратно найти не смог.
Компьютер вкрутую
Потолок в коридоре поражает глаз забытой высотой – 3,70. Хотя в подобных квартирах и это не предел. Мимо череды потерявших цвет закрытых дверей движемся вперед. Почти все соседи повыехали.
– Последним Володя уехал, его все время заливало, – комментирует Марина Сергеевна. – Получил квартиру в 70 лет, до этого жил в одной комнате с мамой, потому, наверное, так и не женился. Нас здесь было около тридцати человек. Лет пятнадцать назад потихонечку начали давать квартиры.
Сейчас остались соседка с двумя сыновьями да сама Марина Сергеевна с мужем Борисом Ильичом и внучкой – одиннадцатиклассницей Сашей. Дочь Елизавета, ставшая по семейной традиции врачом, из отчего дома съехала с мужем Константином за город. Возможно, не последнюю роль в переезде сыграл и рухнувший Лизе на голову ровнешенько в день города потолок, и кипяток, хлынувший из трубы прямо на компьютер, за которым сидел Костя.
Минуя двери, сундуки, шкафы, вешалки, пробираемся в обжитую часть. Когда-то отгороженный, темный «тупичок» коридора испокон веков служил столовой. Здесь и сейчас, как это принято по-московски, под абажуром румянятся испеченные Мариной Сергеевной пироги с капустой, звучит неспешный рассказ.
Над Европой и Азией
Дед Петр Иваныч, хоть и из потомственной семьи врачей, какое-то время работал в цирке, жонглировал. Пошел в 1904-м врачом на русско-японскую войну, а по пути сфотографировался на верхушке стелы, что стоит на границе Европы и Азии. Эта фотография потом по всей России гуляла, ее растиражировали в качестве открытки.
Бабушка характером деду не уступала. В 16 лет вышла замуж за купца. На второй день после свадьбы ринулась на бега и выиграла заезд на коляске. Для приличной барышни – страшный позор.
Родила мужу трех дочек, встретила Петра Ивановича, влюбилась и ушла к нему. Родители ее, как тогда водилось, прокляли. Какое-то время молодые жили на Пречистенке. Туда провели трамвай, и храбрая бабушка этого грохочущего чудища боялась. Дед дразнил:
Ай-ай-ай, бежит трамвай.
Ой-ой-ой, пора домой.
Ножки на бульваре,
Головка на тротуаре.
Суп из портвейна
Грянула революция, началось «уплотнение». Кто в какие времена в квартире живал, теперь не припомнишь… Вспоминаются сестры Берта Львовна и Фаня Львовна – прежде известная музыкантша, их брат, даже на кухню ходивший с наганом, его жена-цыганка. Большую проходную комнату получила семья врача. Еще жили Минаевы с шестью детьми. Лида с маленьким Андрюшей. Мишка и Машка. Мишка напивался и гонялся за Машкой по всей квартире с топором. Поменял свою комнату на Сретенке и переехал с матерью и сыном к ним отчим Марины Сергеевны. Оказавшись без площади, прижилась тут же тетина подруга.
Менялись времена и люди, но тупичок коридора по-прежнему служил столовой. На этом самом диване с резными завитушками, за этим столом, где пили чай мы с Мариной Сергеевной, сидели Шаляпин, Гиляровский, художник Василий Мешков. Бабушка потчевала их портвейном из дореволюционных запасов. Мешков наливал вино в глубокую тарелку, крошил туда хлеб и ложкой ел.
Эпицентр на улице Герцена
Всякое пришлось пережить. Во время войны в соседнее здание попала бомба. Их дом пошел трещинами. В 1943-м был сильный пожар, который школьница Марина наблюдала с другой стороны улицы, крепко вцепившись в руку деда. Их квартира тогда уцелела, только залило сильно. Впрочем, заливало их постоянно. Еще мама была жива, лежала с инсультом, а наискосок от окна, через всю большую комнату, тек кипяток.
Некоторым боком их коснулись и подземные стихии. На родине мужа Марины Сергеевны Бориса Ильича, в Бухаре в конце 60-х случилось землетрясение. «А эпицентр на улице Герцена», – шутила мама. Потому что все родственники, 14 человек, оставшиеся без крова, приехали к ним. Привезли с собой подстилочки красного бархата, на них и спали. Приятельница из Киева попросилась переночевать. Где 15 гостей уместилось, там и шестнадцатому место найдется, сказала. Выделили ей раскладушку в «тупичке», но предупредили: занимай пораньше, уведут!
Двери, за которыми никого нет
Большая комната, в которой Борис Ильич с Мариной Сергеевной по привычке так и живут, несмотря на освободившиеся огромные пространства, перегорожена шкафами. Лепные потолки. Хрустальная люстра с первой Парижской выставки конца 18-го века. Диванчик весь резной от прадеда, подзеркальник. Кровать «из-под министра временного правительства». Стол и кресло из Абрамцева, как в музее Васнецова. Стены в фамильных портретах…
Распахиваем очередную дверь. Снова коридор, забитый вещами. Сундук, с которым хирург Постников ходил на русско-японскую войну, тоже здесь. В конце коридора – ход в соседний дом, где продолжалась квартира. Его сразу после революции замуровали. Здесь же вход в 20-метровую ванную. Когда-то там был верхний свет. Посередине одиноко белеет ванна с колонкой. Огромные двери стенного шкафа. Потолок свисает клочьями.
И снова двери, за которыми никого нет. Места полно, занимай, что хочешь – но не хочется. В Лизиной комнате живут кошки.
Так же, как и их квартира, живет весь дом – полувыселен. Жильцов осталось очень мало: внизу трое, над ними четверо, зато на пятом этаже – против всякой логики – битком, всемером в одной комнате.
Силуэт в окне
Уезжать Марине Сергеевне страшно: здесь прошла вся жизнь, и, кажется, в другом месте уже не выжить. Оставаться невозможно – дышать нечем, все рушится. Затянувшееся ожидание лишило сил и желаний. Когда-то они хотели отсюда перебраться, но в кооператив вступить не разрешили, слишком много было метров.
…На темно-зеленой кухне, с изукрашенным временем рельефом стен, – полупрозрачное окошко. Смотрим сквозь него во двор, где карабкаются по разноцветным лесенкам малыши на детской площадке. У трехэтажного соседнего дома наклонился, рассматривая колесо, велосипедист.
– В этом флигеле как раз жили актеры французского театра, – звучит голос за моей спиной. – А во дворе стоял каретный сарай.
Всматриваюсь в окно бывшего флигеля, где чуть отодвигает занавеску тонкая женская рука. Едва улавливается в глубине вальсирующее движение изящных силуэтов. Монотонно скрипит на московском ветру полураспахнутая дверь каретного сарая…

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация