Майское чаепитие
«Продолжавшиеся вчера в течение всего дня дождь и холод совсем испортили первомайское гулянье. Его, в сущности, и не было; и в Петровском парке, и в Сокольниках кружилось десятка по два экипажей. Простонародья в Сокольниках все-таки набралось порядочно».
«Новости дня», № 6085 от 2.05.1900 (15 мая)За первомай – спасибо немцам
Когда Сокольничья роща превратилась в знаменитый парк «Сокольники»? Известно, что в 1878 году Московская городская управа выкупила из состава царских земель Сокольничью и Оленью рощу, и здесь был устроен общедоступный парк. Однако газета «Русское слово» еще сто лет назад утверждала, что к маю 1848 года старинная роща неузнаваемо преобразилась и обновилась. Почему к маю? Первого мая москвичи приезжали гулять в Сокольники.
Историки утверждают, что майские гулянья в Сокольниках начинаются с петровских времен. Впрочем, есть данные, что еще задолго до обычая веселиться в Сокольничьей роще москвичи ездили на 1 мая в другую рощу – Семеновскую. В Сокольники праздник переместился, когда горожане присоединились к немцам и шведам, отмечающим на природе традиционный праздник встречи весны. Иноземцы обитали вблизи Сокольников, а у Петра в Сокольничьей роще стоял дворец, где он и угощал любезных ему европейцев «своими столами». И, несмотря на то, что чужестранное гулянье быстренько обрусело, в народе Первомай долго называли немецким станом.
Гуляньем в Сокольниках не брезговали и августейшие особы – Екатерина II, например, посещая Москву, обязательно наведывалась в Сокольники.
Рядом с роскошными палатками, которые разбивали отдыхающие аристократы, стояли шалашики, прикрытые тряпьем. По соседству с изысканными столами – самовар и нехитрое угощение. С оркестрами крепостных музыкантов конкурировал пастуший рожок. И все расслаблялись по-настоящему. Знать с удовольствием принимала участие в незатейливых забавах простолюдинов – плясках и кулачных боях. Со временем место прежних палаток заняли скамейки на аллеях, а самодеятельные столы заменили рестораны. Вместо крепостных музыкантов в тех же ресторанах слух публики услаждали хористки и арфистки.
Кто на чем
Съезжались в Сокольники после утренней жары, по вечерней прохладе. «Сколько щегольских модных карет и древних, прапрадедовских колымаг и рыдванов, летящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких дон-кихотов на прежальчайших россинантах». Это наблюдение, хоть и относится к началу XIX века, но остается актуальным в течение еще многих десятилетий. Въезд в рощу был своеобразным ритуалом – парадом карет, демонстрацией нарядов, показом новомодных причесок.
Экипажей вереница…
Сотни жгучих глаз.
Выставляет вся столица
Роскошь на показ.
И коляски, и кареты
Растянулись в ряд,
В них, как куклы разодеты,
Дамочки сидят.
Все: отцы, зятья и тещи,
Все спешат на «май»,
Хороводы водит в роще
Подмосковный «край».
Пьют внушительно и ловко,
Позабывши лень:
Такова у нас «маевка»
В первый майский день.
Эти незамысловатые строчки посвящены гулянью 1898 года. Любопытная статистика этого дня: сто шесть лет тому назад в Сокольники съехалось 6940 карет и колясок, 2309 дрожек, десятки тысяч пришли своим ходом.
Пешком, как водится, шел простой народ. Позже, когда Москва обзавелась конкой, новый вид транспорта в первый день мая работал в усиленном режиме. Для московских извозчиков день 1 мая означал хорошие заработки. Ближе к ночи такса извозчика взлетала до небес. Наживались в день гулянья не только извозчики, но и воришки-карманники. Особенно когда чересчур уставшие от празднества горожане так и засыпали прямо на траве. Кстати, к загулявшим москвичам полиция была снисходительна.
Народ наслаждался в Сокольниках не только питием и яствами, которые предлагали разнообразные палатки и лотки. Здесь выступали бродячие циркачи, давались кукольные представления, играла музыка: полковые оркестры и хоры песенников почти на каждом шагу; гармоники, райки, шарманки и органчики — все к услугам всех и каждого. Со временем этот музыкальный ассортимент был несколько упорядочен – оркестры играли на специальных эстрадах, а рядом стояли столики для желающих чаевничать. Те, кто хотел занять места поближе к музыкантам, должны были как следует раскошелиться – столики у сцены стоили дорого, к тому же были весьма дефицитны. По свидетельству очевидцев, их брали с боем.
«Все веселилось, все пело, все играло, все дышало свободой и довольством». Праздник этот можно сравнить с европейскими карнавалами, когда на несколько часов мир переворачивался с ног на голову: шуты становились королями, короли – шутами и всем разрешалось все.
О прежних первомайских гуляньях напоминает Майский просек (когда-то – проспект) – одна из восьми аллей, которые лучами расходятся от Сокольнического круга. Он был специально прорублен для огромного количества карет, кибиток, повозок и колясок, съезжавшихся в Сокольники в первые дни последнего весеннего месяца.