Надежда и вера в любовь объединяют жителей Свиблова
Теперь принято извиняться за пафосные слова, но мне категорически не хочется этого делать. Потому что пафос, – говорит Ожегов, – значит страстное воодушевление. Любовь Адамская вызывает именно это чувство. Конечно же, не всегда со знаком плюс. Чиновники, которых Адамская донимает своей инициативностью, всякий раз страстно воодушевляются при виде ее и стонут: «Опять эта Адамская! Ну, сколько можно ее терпеть?» Но Юрий Лужков и префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер постоянно отмечают ее нелегкий труд.
По-моему, она любит дразнить гусей. Маникюр – умопомрачительный – черный с золотом. На какое-нибудь совещание может явиться в ультра-модном прикиде и норковой шубке.
– Адамская, ты что вырядилась, – говорят ей друзья, – ты ж просительницей идешь.
А ей нравится чувствовать себя состоятельной женщиной, у которой крепкие тылы, и она может позволить себе быть независимой от тех, от кого зависит решение вопроса. Просит-то не для себя. Да, собственно ничего она и не просит, а предлагает новые идеи. А кому это надо – искать на свою голову лишние хлопоты?!
Теория
Общественное управление своим подъездом, домом, территорией – один из китов местного самоуправления. Уровень демократичности страны, гражданственности ее жителей, в сущности зависит от того, насколько люди включены в процесс управления своими делами. Укреплять государство – значит, прежде всего, эффективно задействовать все ресурсы страны, а самый главный ресурс – это люди, народ. Именно самоуправление способно полностью раскрыть и использовать этот ресурс.
Человек должен быть уверен в том, что может влиять на власть, что власть работает в его интересах, что власть – слуга народа, а не его господин.
Казалось бы, прописные истины, но формирование гражданского общества без этого невозможно. Ограниченность демократии рамками выборного формирования органов власти приводит, в конечном итоге, к диктатуре власти. Общественное самоуправление – истинно народная власть.
Начало
Начинала Адамская со своей квартиры. Сделала ремонт у себя и у свекрови – рядом на площадке. Потом Люба привела в порядок лестничную клетку, потом ее выбрали старшей по подъезду, потом старшей по дому, теперь она занимается группой домов, создала общественную организацию, у которой очень длинное название: «Местная общественная организация содействия благоустройству и развитию района Свиблово города Москвы». Плюс ко всему она второй раз избрана депутатом муниципального собрания. Замахивалась Люба и на Мосгордуму, но прокатили соратники – как же мы без тебя останемся.
– Я четко понимала, – говорит Адамская, – что не пройду. Нет у меня ни административного ресурса, ни пиарской кампании. Товарищи сказали, что проголосовали против всех, чтобы меня не обидеть и оставить здесь. С одной стороны приятно, что я нужна, что я востребована, это ведь самая большая награда для общественника, но мы могли бы делать гораздо больше, получив рычаги воздействия на исполнительную власть.
Так вот, о результатах ее бурной деятельности.
Однажды мне довелось побывать в доме, где жил Косыгин. Там на каждом этаже в холлах – зимние сады. Обуяла черная зависть. Решила последовать примеру. Цветы, выставленные мной в подъезд, погибли недели через две. Попытка облагородить среду обитания окончилась ничем.
Адамская меня восхищает тем, что любые неудачи ее не обескураживают. Она упрямо идет дальше. Подъезд, в котором находится ее приемная, мало чем отличается от косыгинского. На стенах – бра, а не казенные светильники, на полу – чистые коврики, всюду – цветы.
Едем по этажам. Там, что ни холл – произведение дизайнера. На одном этаже – тропический лес, на другом – подводное царство. На окнах – крахмальные занавесочки. Мусоропровод расписан как пасть дракона, словом, сделали себе красиво. Сами – себе. Мамы и папы, дедушки и бабушки. А главное – дети. Разве будут они теперь корябать на таких красивых стенах, разве выбросят мусор мимо?
Закончив с домом, вышли во двор. Соорудили детскую площадку, потом спортивную. В зимнее время в помещении, отвоеванном у ДЕЗа, собираются дети и одна из мамаш, член союза художников, занимается с ними. Другая мама предложила обучить девочек макраме и бисероплетению.
Уже несколько лет подряд Новый год отмечается во дворе. С настоящей елкой, настоящим застольем на воздухе, песнями и плясками. То же на масленицу, День города, в апрельский субботник. Турниры, соревнования и прочая, прочая. Пора дать слово Адамской, как они дошли до жизни такой…
Прямая речь
«Если я зацепилась за идею, то не успокоюсь, пока не доведу ее до воплощения. Моя главная заслуга в том, что удалось вовлечь людей в соуправление жильем, объединить усилия исполнительной власти и жильцов.
Прекрасная программа «Мой двор – мой подъезд». Но нужно не просто обустроить двор, а сделать то, что хотят сами жители. Дорожку или детскую площадку, инициатива должна идти снизу. Я стараюсь заводить людей. Это трудно. Самой сделать легче. Но так не годится.
Почему нам все удалось? Поняли простую истину: основное и чаще всего единственное наше богатство – это квартира. Но если подъезд обшарпанный и заплеванный, двор захламленный, то стоимость квартиры падает. Да и самим же приятнее, когда вокруг чисто и красиво.
Мы прошли, откатали программу и теперь работаем как методисты. Люди увидели, как у нас все хорошо, и захотели последовать нашему примеру. Как это сделать? Мы знаем и готовы поделиться знанием со всеми желающими. Как быть активным? В какой степени, как проявить себя?
Настойчивость, последовательность, публичность. Вывесите объявление: «Напишите нам, что вы думаете, предлагаете, что можете сделать сами, какое участие можете принять в соуправлении своим жильем». Достаточно, если на каждом этаже появится один ответственный человек, старший по подъезду, старший по дому – вот и актив.
Быстро ничего не получится, но сидеть и ждать, что при очередной реформе вдруг все изменится – нельзя. Нужно действовать самим. При партнерстве общественности и власти получится результат.
Согласитесь, что исполнительная власть очень часто не выполняет свою работу. Аппараты чиновничьи растут, а конкретных дел для людей – мало. И это наша вина, что мы не контролируем власть.»
Продолжение следует
Адамская должна быть в постоянном движении. Получив призы и награды за победы в окружных и городских конкурсах, она идет дальше. Теперь задумала оградить двор рябиновым поясом. Эту идею ей подсказали «Благородные земледельцы» – общественная организация, которая тоже озабочена улучшением среды обитания. Сомнений нет: Люба и саженцы найдет, и весь двор выйдет на работу, и семьи, посадившие деревья, будут ухаживать и холить их. Саду – цвесть.
Созданная Адамской общественная организация – содействия благоустройству и развитию – объединяет уже всех жителей Свиблова. Это школа самоуправления. И Адамская там – ведущий преподаватель. Свое педагогическое образование и комсомольские университеты она продолжила в Академии госслужбы при президенте РФ. Теперь готовится писать диссертацию: «Общественное самоуправление – залог успешного развития местного самоуправления».
Постскриптум
Уж сколько раз твердили миру, что социальная пассивность вредна не только государству в целом, но и каждому из нас. В конечном итоге, государство – это мы.